Читаю ответы насчёт таинств в заграничных церквях, где сейчас нельзя причащаться прихожанам РПЦ в связи с расколом, и возник вопрос.
А например грекам которые путешествуют или живут в странах юрисдикции РПЦ, можно исповедоваться и причащаться в наших церквях?
Или можно и там и там? (К примеру, в греческих, когда человек в Греции, и в русских, когда в России)
От чего это будет зависеть?
Например, если грек не поддерживает отколовшуюся церковь, то как ему правильно поступать: продолжать ходить в греческую церковь или сменить на другую поместную, например РПЦ, которая не поддерживает отделение раскольнической украинской церкви?
4 Ответа
Александра, старайтесь стремиться к спасению своей души и размышляйте преимущественно о вещах небесных, избегая праздного любопытства.
По существу же скажу просто: в РПЦ нет документа, который препятствует грекам участвовать в наших таинствах. Их клирики сослужить с нами не могут, а вот для рядовых верующих запрета нет.
Обращу также внимание, что причина нынешнего раскола не догматическая, а каноническая. Поэтому спасение возможно и для верующих греческих Церквей, если они сохраняют православную веру и исполняют заповеди Божии.

Стремление к Истине не зависит от национальности и гражданства. И кто, с вашей точки зрения, ближе к Истине — те, кто поддерживает раскольников, или те, кто не поддерживает? К тем, кто прав, и надо ходить.
С уважением,

Спасибо!
Для греческого православного верующего навигация в межцерковных разделениях требует вдумчивости. В юрисдикции Русской Православной Церкви причащение допустимо, поскольку Константинополь не разрывал с ней общения. В Греции ситуация сложнее: Русская Православная Церковь разорвала общение с конкретными иерархами, признавшими ПЦУ. Эти действия Константинополя вывели его «за пределы канонического поля». Для мирян Русской Православной Церкви стало невозможным участие в Таинствах, совершаемых в ее храмах. Это ограничение распространяется и на Святую Гору Афон, которая канонически находится в юрисдикции Константинополя. Важно отметить, что запрет касается именно участия в Таинствах, а не просто посещения храмов или участия в молитве. Исключение было сделано для Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, где Патриарх Кирилл разрешил причащаться верующим Русской Православной Церкви ввиду его особой связи с Русской Церковью.
При этом Русская Православная Церковь не объявляет Таинства, совершаемые в храмах Константинопольского Патриархата (или тех, кто признал ПЦУ), «безблагодатными» или недействительными. Разрыв евхаристического общения рассматривается как дисциплинарная мера, своего рода «предупреждение всем верующим Русской Церкви и всего православного мира». В документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» говорится, что разрыв церковного общения «неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах». Это важное богословское различие: если бы Таинства были признаны полностью недействительными, это означало бы ересь, а не просто раскол, и потребовало бы перекрещивания или перерукоположения. Поддержание возможности действия благодати оставляет путь для будущего примирения.
Это означает, что греческому верующему, желающему следовать канонической позиции Русской Православной Церкви, придется избегать храмов, находящихся под юрисдикцией этих конкретных иерархов.
Ключевое здесь — личная совесть верующего и совет духовника. Этот совет становится высшим практическим каноническим авторитетом, превосходящим общие правила. В периоды церковных разделений особую важность приобретают стойкость личной веры, молитва, пост и покаяние — они служат стабильным фундаментом.
Несмотря на текущие вызовы, Православная Церковь остаётся единой. Конечная цель — восстановление полного евхаристического единства, что является горячей молитвой и стремлением всех верующих. Это стремление даёт надежду на преодоление нынешнего разрыва через покаяние и диалог.

Спасибо!
Ответ здесь простой: православным грекам можно причащаться как в Греческой Церкви, так и в Русской, никаких ограничений здесь нет. Кроме того, принадлежность к церковной юрисдикции не определяется национальностью. Если человек постоянно проживает на канонической территории какой-то Поместной Церкви, он считается ее членом, будь он русский или грек.

Спасибо большое!
Спасибо!