В Крещенских песнопениях упоминается про Иордан, который разверзся и потек вспять... Нигде в Евангелии об этом явлении не сказано. У всех только о самом Крещении, о разверзшихся небесах, гласе Господнем и сошествии Духа Святого в виде голубя. Откуда пошло предание о водах Иордана, расступившихся, как на Красном море, при исходе из Египта и потекших вспять? Читал, что сейчас наблюдают это чудо каждый год в Крещение. Но ведь нет упоминаний об этом у евангелистов?
2 Ответа
В песнопениях праздника Богоявления действительно часто говорится, что воды Иордана, исполняя слова Псалмопевца, «убоялись» (Пс. 76:17 – 6 января, великое освящение воды, 4-й тропарь; великое повечерие, 2-я стихира на стиховне), остановились (6 января, великое повечерие, 3-я стихира на литии) и изменили течение в обратную сторону (Пс. 113:3 – 6 января, великое освящение воды, 2-й тропарь; утреня, на хвалитех стихира на «И ныне»). При этом вспоминается библейское событие, связанное с чудесным переходом богоизбранного народа через Иордан при Иисусе Навине (см. Нав. 3:14-17): «…Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашитися не имяше?...» (6 января, 5-я стихира на литии). Поскольку Иисус Навин, по мысли свт. Иоанна Златоуста, «был подобием и прообразом истинного Спасителя нашего Иисуса Христа», то события жизни ветхозаветного праведника могли быть перенесены и на земную жизнь Господа. Так неупомянутое в Библии изменение течения Иордана добавляется в изложение событий праздника, что можно увидеть, например, в развёрнутой цитате Пс. 113:3: «Егда явлением Твоим просветил еси всяческая, тогда сланое неверия море побеже, и Иордан, доле текий, возвратися, к Небеси возвышая нас…» (Минея, 6 января, утреня, ипакои). «Побежало» именно «солёное море неверия» – псаломский стих связывается со словами Нав. 3:16 о части вод Иордана, текущих в море равнины, в море Солёное, и толкуется символически как «море неверия», поскольку в чрезмерно солёной воде Мёртвого моря отсутствует всякая жизнь, подобно и неверие приводит человека к смерти второй (Откр. 21:8). Этой мертвящей воде противопоставляется вода, текущая в жизнь вечную (ср. Ин. 4:14 – см. также Минея, 3 января, утреня, 1 канон, 9 песнь, 3 тропарь), изображением которой становится Иордан, прежде текущий вниз – с севера на юг, а после – вверх, как бы «возвышая нас к Небу» (см. также Минея, 3 января, утреня, 1-й седален по 2-м стихословии).
Это эпизод из Ветхого Завета: Нав.3:14-17
О нём же говорится в Псалтири: Пс.113:3; Пс.65:6; Пс.76:17.
Это событие имеет и аллегорический смысл, т.к. Иордан впадает в Мёртвое море:
Изъяснение Исихиево: В высшем значении под морем должно разуметь порочное поведение как непостоянное, а под Иорданом – благодать крещения. Итак море жизни убегает от исповедующегося, как горькое и не могущее совместиться с тем, который навсегда отступил от горечи грехов. А Иордан не убегает, но возвращается для исповедующихся назад, поскольку они изменяются, приступив к слезам покаяния; так как покаяние производится силою крещения; и не какой пользы не было бы от покаяния без предварительного крещения. Потому-то и Иоанн сперва проповедовал покаяние и потом с покаянием соединял крещение. Почему Иордан обращается назад? Потому что согрешивший чрез покаяние идет назад, оставив прежний путь (ибо Иордан принимается за изображение покаяния).