6 Ответов
Я считаю, что в этом нет греха. Цель многих произведений как раз в том, чтобы показать зло отвратительным и осудить его. Тут полезно вспомнить, что есть праведное осуждение, а есть греховное. Как писал архиеп. Аверкий (Таушев),
запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире.
Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. (1Фес.5:21-22).
Рассудительность, как добродетель надо отличать от осуждения, как страсти и греха. Рассудительность даётся Богом, чтобы отличать добро от зла, чтобы стремиться к добродетели и избегать порока. Осуждение же не имеет такой цели. Оно стремится унизить человека, чтобы возвысить себя в собственных глазах и во мнении окружающих.
Соответственно и плод рассуждения - молитва о согрешающем (в данном случае она неуместна), а также просьба к Богу избавить от такого греха, а также рассуждение о том, как не предаться такому же пороку. Плод же осуждения - раздражение, презрение, надмение, самомнение, а затем Бог попускает падение в тот же грех или ещё худший.
По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф.7:16-18).