Добрый день!
Все мои друзья не православные. Я с ними общалась очень давно. Теперь вижу, что их общение отличается от моего. Хочу с ними общаться, но в голову приходят мысли, что они поступают не правильно, они осуждают других, пьянствуют, ведут образ жизни блудный. Но я же их осуждаю получается. Я сейчас хочу научиться не осуждать никого и останавливаю себя на этой мысли, когда она приходит. Хочу пообщаться спокойно, а получается интересы разные и часто они меня осуждают, то шутя, то не шутя, о моей вере, о моём поведении. Как дальше общаться с ними, чтобы не осуждать в мыслях?
4 Ответа
Сразу приходит на ум: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе...» (Пс.1:1)
Подробнее: Псалом 1: Блажен муж…(Священник Константин Пархоменко)
При мыслях о поведении друзей важно отделять их грех от них самих. Понимание, что люди ведут себя неправильно, вовсе не обязательно является осуждением. Это может быть всего лишь разумным рассуждением о том, что должно, а что не должно.
Вот если вы начнете внутренне обвинять их в неправедном поведении, злиться на них за это, то тут уже осуждение будет.
Чтобы избежать осуждения, можно попробовать говорить о грехе, а не о людях: «тут творится грех», а не «они грешат».
Надо помнить, что «нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать» (прпмч. Митрофан Сребрянский).
Остановитесь просто на констатации факта: поведение друзей неправедное. Для чего это нужно? В Вашем случае – чтобы осознать опасность общения.
А дальше уже принимать решение о том, стоит ли Вам продолжать общаться с такими друзьями. Если это действительно хорошие друзья, общество, достойное того, чтобы в нем находиться, то они учтут Ваше мнение, постараются стать лучше. Хотя бы на встречах с вами не пить, не блудить – даже в разговорах отстраняться от этих тем, не осуждать, в том числе и Вас.
Если же спокойного общения с ними нет, позволяются даже шутки о Вас, Вашем поведении и вере, то ответьте сами себе на вопрос – а зачем Вам это общение? Может, страсти какие удовлетворяет? А тогда – оно реально Вам надо?
Причем, хочу добавить, что правило выбора компании в зависимости от того, насколько вас уважают, актуально не только для православных. Общаться ли с курильщиками, если они знают, что вам неприятен дым, но при этом курят в вашем присутствии? Общаться ли с матерщинниками, знающими, что вас коробит нецензурная лексика, но неизменно вставляющими в речь мат?
Зачем вообще общаться с курильщиками и матещинниками – вопрос отдельный, нередко это очень хорошие в чем-то другом люди.
А вот зачем общаться с теми, кто не уважает вас и ваше мнение и не пытается устранить препятствия на пути вашего общения, требуя соблюдения только своего права вести себя, как им нравится? Зачем общаться с теми, кому вы не столь важны и ценны?
Может, стоит найти себе другую компанию, где с вами будут не просто тусить, но и дружить?
Если общение с ними несет один грех и соблазн, то возможно, имеет смысл его прекратить?
Если же Вы не хотите прекращать контактов с ними, то не одобряйте их грехов, но и не лезьте с нравоучениями. И своей жизнью показывайте, что христиане добрее, честнее, нравственнее, решительнее и вообще лучше неверных. Это будет проповедь не словом, а делом.
А осуждать их не надо: они неверны, и поэтому просто слепы. А вот мы знаем, что делаем, но все равно грешим. Об этом и надо помнить.
С уважением,
При здравом подходе человек выстраивает сам свой круг общения так, чтобы ему было здесь комфортно, интересно и полезно. Зачем общаться с людьми совсем далекими по духу, я не знаю. Кроме того, полезно помнить поучение свт. Иоанна Златоуста о порочном общении:
"Когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собою губит, то какое было бы человеколюбие – обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись?.. Если друг твой, который вредит тебе, будет совершенно неизлечим, то он, будучи от тебя отсечен, и тебя освободит от всякого вреда, и сам избавится от большого осуждения, поскольку он, помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности и за твою погибель" (Беседы на Евангелие от Матфея, 17).
Не понятно, что имеется ввиду: «и сам избавится от большого осуждения, поскольку он помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности и за твою погибель» ?
Это означает, что если порочный человек совращает своим примером и побуждением друга ко греху, то он несет ответственность как за свою погибель, так и за друга. Поэтому лучше не общаться с такими, если есть опасность им уподобиться.
Спасибо большое за ответ.
Теперь понятно.
Я задумалась.
Я согласна.
Спасибо, буду думать, как мне правильно поступать.
Спасибо большое за помощь!