2 Ответа
Глава этой организации, бывший митрополит Филарет, отлучён от Церкви, иерархи УПЦ КП извержены из санов или рукоположены неканонично. Никакой епископ и даже патриарх из другой епархии по правилам Вселенских соборов не вправе снимать канонические прещения, только тот епископ или, в нашем случае, Собор, который эти прещения наложил. Таинства, совершаемые отлучёнными, изверженными из сана или неканонично рукоположенными священнослужителями по правилам Вселенских соборов считаются недействительными. Потому причащаться в УПЦ КП нельзя, это надругательство над таинствами и участие в молитве с раскольниками, а значит и принятие раскола. По словам святых участие в расколе не смывается даже мученической кровью.
На Украине существует только одна каноническая Церковь, признаваемая всей полнотой Церкви - это УПЦ (сейчас она по Уставу без прибавлениё МП), где службы проходят на древнем, принятом от св. Кирилла и Мефодия богослужебном церковнославянском языке. В отношении иерархов этой Церкви не было канонических прещений и Собор РПЦ никогда не признавал их раскольниками. Это официальная позиция нашей Церкви.
ПЦУ - это тоже сборище раскольников, в отношении которых действуют те же канонические прещения от Матери-Церкви, что и УПЦ КП, которые по правилам Вселенских соборов никто не в праве снимать, только Сама Матерь-Церковь. Какими бы ни были спорными события 300-летней давности, но существует правило Вселенского собора, по которому спорная территория, находящаяся более 30 лет под управление определённого епископа, считается неотъемлемой частью его епархии. Потому Варфоломей не имел никакого права вторгаться на чужую каноническую территорию. То, что он сделал - это каноническое преступление. По правилам Вселенских соборов, молившийся с раскольниками, сам становится раскольником. Поэтому никакой "легализации" ПЦУ не произошло, а только Варфоломей и сам теперь раскольник.
Принимать причастие в УПЦ КП или ПЦУ - это участвовать в расколе, что ведёт к вечной погибели души.


Согласно святым отцам, многолетний «коснеющий» раскол уже есть экклесиологическая ересь. Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «самоутверждающийся раскол уже содержит в себе ересь».
Святитель Никодим (Милош) в своих толкованиях на каноны Церкви писал: «В творениях святых отцов и учителей Церкви раскольники довольно часто обозначаются именем еретиков. В действительности мы находим много расколов, которые при возникновении своем еще держатся Православия, но потом мало-помалу отступают от него и усваивают себе ту или другую ересь, от которой уже больше никогда не отделяются».
Кроме того в ПЦУ уже есть еретическое учение — этнофилитизм. Они по национальному признаку и высказываниям святых по национальному вопросу исключили многих святых из своего церковного календаря, даже некоторые иконы Божией Матери. На место их включили людей, пособствовавших нацистам, которые по своей жизни не могут считаться святыми.
Согласно 10-му правилу Святых Апостолов, «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен».
В 45-м правиле сказано, что «епископ, или пресвитер, или дьякон… аще же позволит им (еретикам и раскольникам) действовать что-либо, яко служителям Церкви: да буде извержен».
Еще более категорично 65-е правило Святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».
Точно такой же точки зрения придерживался и Тимофей Александрийский (9-е правило): «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем».
Святитель Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский (ХV в.), в одном из слов, как будто написанных для нашего времени, говорил: «Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками… Ведь совместная молитва и сослужение предполагает согласие, единство и общение, а единение и согласие с еретиками любой человек, имеющий ум, сочтет за зло. Делающий это становится еретиком по умыслу из-за (своего) молчания или одобрения. «Ибо тот, кто в сокровенности иудей, не есть иудей», – говорит Христос. Так и тот, кто потаенно православный, был бы не православным, но тем, за которыми он следует и с которыми он молится пред лицом Бога и людей. Поэтому не надо с таковыми сослужить и вообще молиться… Так как иерей есть учитель и страж, и свет прочих людей, то должно ему и словами, и делами быть воистину учителем, а не на словах говорить одно, на деле – совершать другое, ибо люди скорее следуют делам, чем словам… Ни в чем вовсе не должно общаться с несостоящим в общении (еретиком), чтобы самому не стать таковым, сообразно с правилами святых апостолов».
В заявлении Святейшего Синода (1989 г.), Архиерейского Собора (январь 1990 г.) и Поместного Собора (июнь 1990 г.) четко сказано, что хиротонии, совершенные в самочинной автокефалии, недействительны.
Поэтому, у раскольников никаких таинств нет, а сами они – простые миряне. С этим соглашаются некоторые архиереи и внутри Элладской Церкви. Например, митрополит Серафим Пирейский заявил, что ПЦУ как Церковь не существует, а Епифаний Думенко – мирянин.
Ввиду всего этого РПЦ и прервала евхаристическое общение с Константинопольским и Александрийским патриархатами. А что это может означать, как не первый шаг к признанию раскола на официальном уровне? Позиция нашей Церкви — в структурах Константинопольского патриархата, в том числе ПЦУ, причащаться нельзя. Это официальная позиция нашей Церкви:
«17 октября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви решил разорвать евхаристическое общение с представителями Элладской Православной Церкви, которые будут сослужить раскольникам из ПЦУ либо поминать имя главы этой организации Епифания Думенко во время богослужений».

Все, что Вы привели никак не отменяет ошибочности утверждения, что помолившийся с раскольником якобы сам становится раскольником. И это не является позицией Русской Церкви. Если бы она этого придерживалась, то пришлось бы разорвать общение абсолютно со всеми, кто сослужит патр. Варфоломею. Обилие цитат не добавляет убедительности этому тезису.

«Позиция нашей Церкви — в структурах Константинопольского патриархата, в том числе ПЦУ, причащаться нельзя. Это официальная позиция нашей Церкви». Так было написано и приведено последнее официальное заявление нашей Церкви по этому вопросу. То, что Варфоломей — раскольник, следует из приведённых выше правил, но официально он раскольником ещё не признан. Арианство ересью официально тоже было признано не сразу, понадобились столетия. Церковь не спешит рубить с плеча. Тем не менее ариане были еретиками с момента усвоения себе ереси, а не с даты официального признания их таковыми. Так и в случае с Варфоломеем. С тех пор, как он принял в своё общение раскольников, официально признанных нашей Церковью таковыми, он сам стал раскольником, пока не официально. Время всё расставит по своим местам.

Понятно, бесполезно дискутировать. Ничего подобного (про раскольника) из правил не следует, если не додумывать. И из постановлений Русской Церкви тоже. У нас с вами даже разное понимание терминов. И негоже, отче, без проверки выдавать подложные тексты за слова святых (я про св. Геннадия Схолария). Любую подборку из интернета надо проверять по источникам.

Всё это не отменяет того, что причастие в структурах Константинопольского патриархата, в том числе и ПЦУ, по официальной позиции нашей Церкви — недопустимо. И слова св. Геннадия Схолария на это не влияют.

Относительно толкования позиции РПЦ я согласен. Но нюансы здесь очень важны. С обвинениями надо быть предельно осторожными, чтобы не взять грех на себя.

Больший грех, чем взял на себя Варфоломей, не имея канонического права «легализовывать» раскольников, а значит обманывая других, что с ними теперь допустимо причащаться, трудно представить. Как и грех тех, кто провоцирует других принимать сторону раскольников. Вы ведь тоже не привели доказательств Ваших слов относительно св. Геннадия Схолария, как и того, что теперь раскол уже не раскол. Всё это голословные обвинения. Я только защищаю позицию Церкви относительно ПЦУ — это раскольники.
«По правилам Вселенских соборов, молившийся с раскольниками, сам становится раскольником. Поэтому никакой «легализации» ПЦУ не произошло, а только Варфоломей и сам теперь раскольник».
Можно продолжить эту логику и увидеть к каким абсурдным и катастрофическим выводам она ведет (канона с такой формулировкой нет). Допустим, патр. Константинопольский раскольник. Ему сослужит патр. Румынский или Антиохийский. Потом эти патриархи (или их представители) сослужат патр. Кириллу. В итоге раскольниками становятся все, включая патр. Кирилла.
Нет такого канона, который объявляет раскольником всякого молившегося с раскольниками. Есть каноны, которые просто запрещают такую молитву и сослужение во избежание соблазна. Это нарушение дисциплины, но никак не превращение в раскольника. Раскольник — это тот, кто сам выходит из подчинения законному священноначалию в церковном отношении. Раскольничество не передается как зараза.