Меня подвел продавец интернет-магазина, в результате чего я выложил немалые деньги за ненужный мне товар. Мои почти уже четырехнедельные попытки спокойно решить с ним вопрос, вежливо и без выяснения отношений, сталкиваются с откровенным хамством с его стороны: игнорирование моих сообщений, сбрасывание звонков и т.п. Будет ли грехом оставить ему отрицательный отзыв, видимый всем будущим покупателям?
5 Ответов
Вопрос лежит в практической, а не духовной плоскости. Поэтому предполагаемое действие нельзя классифицировать ни как грех, ни как добродетель. Это будет просто отзыв о продавце и предоставляемых им услугах. Оставлять отзыв или нет - Ваше дело.
Не выставление отрицательного отзыва не будет прощением обиды. Прощение — это когда Вы сможете подавить все отрицательные чувства по отношению к продавцу и будете готовы пожать руку при встрече. Отрицательный же отзыв, если Вы оставите из чувства мести, то он будет воздаянием злом за зло. Но на это можно взглянуть и иначе — как на справедливое решение, которое даст возможность другим людям не попасться на удочку недобросовестного продавца.
Благодарю Вас за ответ, о. Дионисий. Я решил данный вопрос иначе, чем предполагал изначально: не отправляя никаких отзывов продавцу и не предавая это дело лишней огласке, попросил администрацию торговой интернет-площадки помочь в обмене товара или возврате денег за него, либо, если это невозможно, хотя бы добиться от продавца какого-то внятного ответа. У них на этот случай предусмотрена специальная форма обратной связи, которой я и воспользовался. С одной стороны, это не должно навредить продавцу, с другой, поможет мне решить сугубо деловой аспект вопроса, оставив в стороне обиды и прочие эмоции.
Прошу прощения за возню с этой темой: почитал отзывы про продавца и оказалось, что он не первый раз занимается такими вещами. К тому же, я обратил внимание, что товар оказался просроченным, о чем также предупреждал предыдущий пострадавший покупатель. Вопрос о том, оставлять негативный отзыв или нет, отпал сам собой: нужно обязательно предупредить потенциальных покупателей, чтобы с ним не связывались.
Ну вот видите, все разрешилось само собой, как только отбросили в сторону чувства. Как правило, большинство вопросов удается решать именно на холодную голову.
Антон, здравствуйте!
В мире много искушений и это одно из них?
Почему? Сравните:
- «Какой он плохой, обманул меня, да как он посмел, я же сейчас настрочу отзыв, вероятно, ещё помнить буду и с других аккаунтов настрочу»
- «Досадно, конечно. Всё же, не мне винить человека, напишу ему соответсвующий отзыв, чтобы люди не попадались на такие уловки»
Соответствуйте второму варианту, не нам судить и мы не будем этого делать, молитесь и не впадайте в искушение!
Благословите, о. Дионисий. Благодарю Вас за ответ. В общем и целом, я пытаюсь проанализировать духовное измерение данного вопроса, — в частности, мотивы, движущие мной. Честно говоря, это обычная обида на хамство со стороны продавца. Не понимаю, зачем было несколько недель давать мне какие-то обещания (о которых я не просил), а затем не выполнять их и игнорировать меня, если можно было в первый же день просто и прямо сказать: «нет, я не поменяю вам товар и не верну денег». В этой связи мне кажется, что, если я не оставлю отрицательный отзыв, с моей стороны это будет прощение обиды и терпение скорби, а если оставлю — воздаяние злом за зло и, кроме того, снижение продавцу продаж в будущем, поскольку даже один отрицательный отзыв влияет на рейтинг. Понимая, что ответственность за принимаемые решения лежит на мне и только на мне, я все же хочу убедиться, что духовное измерение проблемы понято мною верно.