6 Ответов
Это народная традиция, которой даже не существовало еще в 19 веке. Впрочем, различными традициями и обычаями обставлена вся наша жизнь - елка на Рождество, куличи и яйца на Пасху, вербы на Вход Господень в Иерусалим, яблоки на Преображение, вода на Крещение Господне, блины на Масленицу, свечи на день рождения и т.д.
Крещенское купание является древней народной традицией, существующей со времен Российской империи, оно не является церковным предписанием и не зафиксирована в церковном уставе.
Повсеместное представление людей об очищении от грехов посредством троекратного погружения в освящённую (крестную) прорубь-иордань является ошибочным, но при этом традиция может быть символом «желания засвидетельствовать свою веру».
Отвечая на ваш вопрос: «Тогда зачем прорубают иордани и освещают их?» можно предположить, что священники, принимая участие в благочестивой народной традиции, показывают свою причастность к потребностям людей, желающих очистится от грехов, пусть даже таким несовершенным образом. Молитва и проповедь священника, произнесенные на «иордани» возможно, некоторых подтолкнет прийти в храм на настоящую Исповедь. А «Дух дышит, где хочет» Ин.3:8 - и чудеса везде случаются.
Да, это красивый и благочестивый православный обычай. Церковь относится к нему позитивно и с пониманием, и поэтому охотно принимает в нем участие.
Но это именно обычай, а не канон и не религиозный долг. И от исполнения этого обычая не надо ждать какой-то чудесной помощи в жизни или особой неуязвимости от холода. Людям с проблемным здоровьем ни в коем случае не надо купаться в проруби.
С уважением,
Спасибо! Про здоровье я так и думала и никогда не делала этого по этому.
Здравствуйте!
Нет, не является. Раньше не было никаких водопроводов и традиционно освящали воду на источнике воды. Прорубь прорубают и освящают для того, чтобы освятить воду, которую с молитвой пьют, окропляют продукты, предметы, животных, дом, рабочее место и т.д. В чине освящения воды нет ни слова ни о каких купаниях.
В последнее время стали довольно распространенным явлением так называемые «крещенские купания». Массовое купание в крещенской проруби отнюдь не является религиозным предписанием, а всего лишь недавно с помощью СМИ вошедшим в широкий оборот народным обычаем, а поэтому не может быть названо, как выражаются светские чиновники, «культовым мероприятием». Это скорее светское развлечение.
В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» протоиерея Сергия Булгакова (Харьков, 1900 г., стр. 17, примечание 2), переизданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Санкт-Петербурге в 2010 г., говорится следующее:
«В некоторых местах существует обычай в праздник Крещения Господня купаться в реках; купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов.
Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой, значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.
Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».
Как указано в самом чине Великого освящения воды, «да вси черпающии и причащающиеся, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну». То есть церковный Устав предполагает освященную воду уносить в свои дома для употребления, но не купаться в ней.
В праздник Крещения Господня церковный Устав предписывает только совершение Великого освящения воды в храмах, и там, где это возможно по нормам санитарно-эпидемиологических правил, на водоемах (реках, озерах, прудах, источниках, колодцах), чтобы в память о Крещении Господа освятить естество воды, но, как мы видели выше, Церковь не призывает к «крещенским купаниям» и относиться к ним неодобрительно.
Тем не менее, во многих местах уже установился обычай таких народных купаний. Епархиальный Совет Курганской епархии обсудил сложившуюся ситуацию и принял решение, что в случае, если местные органы власти готовы взять на себя заботу по организации и проведению данного народного обычая, приходы епархии могут оказать в этом необходимую помощь. Самим же приходам и духовенству не следует выступать инициаторами и организаторами подобных, не имеющих основания в церковном Уставе мероприятий.
Епархиальный Архиерей Курганской епархии
митрополит Курганский и Белозерский
+Иосиф
ЦИРКУЛЯР № 27 ОТ 27.12.2017 Г. «О КРЕЩЕНСКИХ КУПАНИЯХ» | Курганская епархия Русской Православной Церкви.
Спасибо!