Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

7 интересных фактов о крещенской воде

  1. Крещенская вода, или великая агиасма (от греч. – святыня) – это святыня, через которую, при правильном к ней отношении, человеку сообщается Божественная благодать. Согласно учению Церкви, тот, кто с верой и молитвой её принимает, получает помощь в исцелении от телесных и душевных недугов. Вода освящается не потому, что в нее погружается серебряный крест, и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных брошюрах советского времени, – воду могут освящать в реке и деревянным крестом. Вода освящается потому, что её однажды освятил Христос в Своем Крещении, и потому что Бог освящает её в ответ на молитвы Церкви.
    Бог освящает воду и делает её святыней, посредством которой благодать (в соответствии с Промыслом Божьим) низводится на того, кто соприкасается с ней. Сначала священник освящает обычную воду, произнося над ней молитвы и погружая в неё крест. А затем уже сама эта вода становится средством передачи Божественной благодати благоговейно её принимающим.
  2. Чин великого освящения воды совершается как в навечерие (сочельник) Богоявления (18 января), так и в сам праздник Богоявления (19 января). В оба эти дня чин одинаков, соответственно, и святая вода, освящённая в любой из этих дней, не различается по своим свойствам.
  3. Водосвятный праздничный молебен и 18, и 19 января начинается после главного церковного богослужения – Божественной Литургии (если сочельник случится в субботу или воскресенье, то в этот день водоосвящение бывает после вечерни) – в храме или на улице, на водоеме около специально устроенной проруби, называемой «иордань».
    Главное освящение в этот день (как и в любой другой) христианин получает, участвуя в Таинстве Святого Причащения, и заменить его даже такая святыня, как крещенская вода, не может. Поэтому христиане сначала причащаются на Литургии, а затем уже участвуют в водосвятном молебне. Именно такая последовательность является правильной.
  4. В церкви воду освящают не только на праздник Крещения Господня (Богоявления), а в течение всего года, только не Великим, как 18-19 января, а Малым освящением. Водосвятные молебны совершаются в любое время года как по определённым праздникам, так и для пополнения запаса святой воды в храме.
  5. Святую воду (в т. ч. крещенскую) православные христиане традиционно принимают натощак с кусочком просфоры каждое утро. Естественно, с молитвой, которая называется Молитвой на принятие просфоры и святой воды. Нелепо считать себя христианином и отказываться принимать по утрам благодатное средство исцеления, дарованное нам Богом.
  6. Освященная в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. Но хранить её годами неразумно. В течение года крещенскую воду используют (пьют, окропляют), в следующем году набирают снова.
  7. В церковном Уставе нет обряда погружения в крещенскую купель. Это лишь довольно поздняя народная забава. Первые свидетельства о крещенском купании относятся к началу 19 века. В романе Лескова «Соборяне» встречается упоминание о купании одной помещицы в 1838 году. А в 1892 – в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» – уже встречается первая критика этого чудачества.
    Грехи погружением в иордань не смываются, для разрешения от грехов существует Таинство Покаяния. Представление о некой связи между освящением воды и определённым временем суток является дремучим суеверием, как и согласие с тем, что освящённая вода меняет свои физические характеристики (благодать под микроскопом не изучают).

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист