У меня вопрос по поводу стиха из послания Иоанна: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин: 4: 20)
То есть если христианин по слабости своей поддался страсти и разгневался на брата, проявил ненависть, значит он Бога не любит? У меня сильное несогласие вызывают эти слова. Я понимаю, что есть заповедь о любви к ближнему, но у меня не укладывается в голове логика. Как любить например воинствующего атеиста, который работает против Бога, которого я люблю? И еще, если я испытываю антипатию, неприязнь в общении с человеком, прям отталкивает, но при этом я молюсь за этого человека и искренне желаю ему спасения, является ли это любовью несмотря на мое чувственное отношение к нему?
3 Ответа
В апостольском тексте речь идет не о чувственной любви или душевной симпатии, а о любви христианской, которая отличается в зависимости от того, к кому обращена. Иное - любовь к родителям или детям, иное - к друзьям, иное - к незнакомцам, иное - к врагам. Любовь к атеисту должна выражаться в скорби о его вечной погибели и внутреннем духовном повреждении, а в идеале - еще и в молитве о его покаянии и спасении. Вполне может быть, что он даже и не имел возможности узнать истину, потому что с детства был так научен и никогда всерьез не пытался обратиться к Богу в молитве. Но главное, не забывайте, что Ваши эмоции не помогут ему покаяться, а вот Господь может устроить его спасение. Бог сильнее человека. Память о Боге помогает снижать накал эмоций по отношению к человеческим грехам.
В свою очередь, личные неприязненные чувства свидетельствуют о нелюбви, хотя Вы и пытаетесь молиться. Помимо молитвы, старайтесь внутренне прочувствовать, что вызывающий антипатию человек в свое время будет осужден Богом, если он чем-то согрешает против Вас. Если он не покается, то гнев Божий может ввергнуть его в вечную муку, которая будет гораздо ужаснее, чем любые человеческие наказания. Постарайтесь поселить в свое сердце искреннюю жалость к этому несчастному человеку, который собирает себе гнев на день гнева (Рим. 2:5).
С Рождеством Христовым!
Можно начать с того, что в Притче о Добром Самарянине Спаситель не говорит, что наш ближний — это абсолютно любой человек. Нет, он приводит известный нам всем пример. Таким образом, конченные безбожники и злодеи типа Ленина, Гитлера, маньяков-убийц и им подобных никаким боком не являются нашими ближними, и Бог вовсе не требует от нас их любить. Их просто невозможно любить. Любя их, придется возненавидеть их невинные жертвы.
Кроме того, совершенная любовь к ближнему — это христианский идеал, к которому мы должны стремиться, но достигнуть которого очень трудно. Действительно, большинство из нас не способно к подлинной христианской любви к ближнему. Но мы не способны и к подлинной христианской любви к Богу. Тем не менее, мы к этому стремимся, мы молим Бога помочь нам этого достичь и надеемся рано или поздно с помощью Бога к этому придти. Христиане — это не сообщество совершенных, а сообщество тех, кто избрал своим идеалом совершенство и стремится к нему.
Вы же сейчас, с моей точки зрения, поступаете совершенно правильно, искренне молясь за тех, кто вам неприятен, и желая им добра. Вслед за такого рода усилиями со временем придет и подлинная любовь — не эмоциональная, не чувственная, а духовная. Главное, чтобы молитва не была лицемерной.
С уважением,
Можно посмотреть на эту проблему вот еще с какой стороны.
Иногда бывает полезно воспринимать любовь как смирение. Как смирение в смысле согласия.
Смирение (согласие) перед тем, что грешный или неприятный нам человек именно таков и быть другим пока не может.
Смирение (согласие) перед Промыслом Божиим, допускающим такому человеку жить и кому-то вредить, кого-то огорчать.
Смирение (согласие) перед тем, что и нам Господь определил что-то от того человека претерпеть, как-то пострадать. Хотя бы от нашей же гордыни и самолюбия, которые этот грешник своим поведением раздражает.
Смирение даже перед тем, что не мы - а кто-то другой от этого грешника страдает и огорчается. Это ведь тоже допущено Промыслом Божиим и может требовать от нас вмешательства, защиты, утешения, даже наказания обидчика - но только не ненависти и осуждения.
Таким образом, любовь ко грешнику может являться именно смирением - перед тем, что грешник пока не может быть лучше, а Бог его любит, терпит и ведет ко спасению.
Настраивая себя таким образом, со временем получится и помолиться за неприятного человека и искренне, непритворно проявить к нему любовь.