Здравствуйте! Моя мама несколько лет жила в СПб и там приобщилась к некой секте "Исход" под руководством "богини" Валентины - Изиды. Вернулась в Екатеринбург, но продолжает получать "диктовки", видеосеминары, покупает книги и отправляет деньги на медитации. Не может говорить ни о чем, кроме "богини" и ее диктовок. Подскажите, как правильно и аргументированно доказать ей, что это секта. Я сам крещеный, но у меня не хватает знаний. Заранее благодарен за ответ. С уважением Балакин Дмитрий.
6 Ответов
Здравствуйте. Не думаю, что у Вашей мамы попытки обличения вызовут что-то другое, кроме раздражения. Сейчас она во власти бесовских сил (в частности, через медитации и обращения к "богине"), поэтому рациональные аргументы ей мало помогут, а вот Ваши молитвы и терпение принесут больше пользы. Надо твердо заявить маме, что Вы православный и обсуждать это не намерены. Соответственно и о ее секте и "богине" Вы с ней говорить не будете, дабы избежать конфликтов. Вместе с тем, постепенно узнавайте православное вероучение и тщательнее воцерковляйтесь. Систематически читайте Новый Завет.
Теперь скажу о путях узнавания о данной секте и как ей отвечать.
Отчасти нужно пойти путем самообразования. Литературы о сектах достаточно, но мало где используются традиционные православные критерии оценки. Поискать сами можете у уже упомянутого выше Виталия Питанова, только на другом его сайте, некоммерческом. Соответствующий большой раздел есть и на "Азбуке". Но чтобы понять саму идеологию оккультизма, советую начать с этой книги. Там есть весь арсенал названной Вами "богини": Шамбала, посвященные, космические иерархии и энергии, реинкарнации, тонкие тела, Майтрейя и вместе Иисус, и т.д. Достоинство книги о. Димитрия Дружинина в ее строго православной оценке и вместе в блестящем владении материалом. Хотя он пишет о вчерашнем дне - о теософии,- но нынешняя "богиня" ничего принципиально нового не придумала. Я просмотрел ее сайт, и у меня возникла уверенность, что она твердо идет по проторенным Блаватской путям, эксплуатируя доверчивость и невежество современных интеллигентов.
Теперь о консультировании по выходу из сект.
Александр Дворкин и центр св. Иринея Лионского исповедуют идеологию тоталитарного сектантства. Они считают, что всем сектантам промыли мозги, поэтому какие-то богословские или общечеловеческие аргументы на них не действуют. Поэтому надо доказать сектанту, что лидеры секты преступники и лжецы, тогда под давлением доказательств он вынужден будет оттуда уйти. Как видите, положительного учения Церкви эта идеология не предлагает, равно как и духовных альтернатив, кроме общечеловеческой морали и доктрины прав человека. Личное общение с некоторыми представителями этого центра и многолетнее изучение сектоведения привели меня к убеждению, что организация проф. Дворкина в целом оторвана от церковного Предания, подменяя его правами человека. Хотя их работы, конечно, можно использовать для обогащения фактическим материалом.
У Виталия Питанова есть ряд хороших статей на тему сектоведения, в целом достаточно популярного характера. Однако его услуги платные, судя по его сайту. Лично я с ним не знаком, поэтому не могу сказать о результатах.
Наконец, есть московский Душепопечительский православный центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Его сотрудники ставят перед собой задачу не просто показать сектанту ложность избранного им пути, но и внутреннюю красоту православия, предлагаемую в Церкви полноту богообщения. Мне кажется, лучше для начала обратиться к ним.
Но главное, повторюсь, заключается в Вашем собственном воцерковлении, тактичности и молитве за маму. Постарайтесь почитать и начать применять "Путь ко спасению" свт. Феофана Затворника.
Здравствуйте! Можете обратиться к Виталию Питанову (Санкт-Петербург), он как раз специализируется на сектах.
В Вашем случае, помимо слов и аргументов, можете также ежедневно читать молитву за маму:
Молитва к Божией Матери Святителя Гавриила Новгородского об обращении заблудшей
О, Всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице Богородице, Царице Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сею (имя), лишенную милости Божия и Благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сею погибающую. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!
Как раз одной из ключевых рекомендаций для родственников попавших в секты людей является – не пытаться что-то доказать сектанту. И дело тут не только в количестве знаний у Вас. Проблема в особенностях мышления сектанта – Вас просто не услышат.
Чаще всего попытки близких переубедить сектанта либо бесполезны, либо вообще приводят к ухудшению отношений, закреплению его искаженной духовной позиции. Споры, доказательства, попытки со стороны близких сектанта вразумить его снижают шансы вернуть сектанта к нормальной жизни. Слова чужого человека он еще может воспринять, и то не всегда, а от родных будет усердно защищаться – тут целая связка психологических причин. Диалоги стоит предоставить специалистам, и то не факт, что мама прислушается.
Зависимость от сект – это не просто разумный выбор какого-то учения, это психоэмоциональный феномен. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что мама что-то поймет и одумается. Это как болезнь, с которой даже специалист может справится, а может и нет – если сама мама лечиться не захочет.
Задача родных – по возможности максимально сохранять доверительный контакт с близким, насыщать общение простыми совместными делами, желательно, доставляющими радость, наполнять жизнь сектанта тем, что не связано с деятельностью секты. Что же касается разговоров о «духовном» - надо отказаться вести их, как и поддерживать именно религиозное рвение мамы, честно сказав, что не разделяете ее взгляды и не будете участвовать во всем, что связано с ее религиозной деятельностью. Прямо надо сказать, что это недопустимо для православных, а Вы православный. И попросить уважать Ваш выбор. Говорить всё это надо без критики убеждений мамы, просто твердо обозначив свою позицию. При этом Вы точно так же прямо говорите о том, что как мать и как человек она дорога Вам и в плане отношений Вы готовы быть рядом, поддерживать и т. п.
Предельно важно молиться о вразумлении мамы – то, что невозможно человеку, возможно Богу. Но важно и понимать, что Промысл Божий спасает человека не насильно, а только в сочетании с личной внутренней работой самого человека.
Сами ведите христианский образ жизни, примером показывая духовную красоту Православия. Проявляйте любовь к матери. Создавайте «подушку безопасности» из эмоциональной близости и старайтесь не упустить краткие моменты разочарования мамы в том, чему учит ее «гуру» – когда у нее что-то не получается и т. д. В эти моменты Вам важно на контрасте показывать свою поддержку. Не напоказ, а тепло и душевно. Чаще всего именно на волне разочарования удается вывести человека из-под влияния секты.