Здравствуйте. Более 3х лет я веровал в Бога, и вел христианскую жизнь «мечтательно». Я думал что верю в Бога, но был крайне легкомысленным по отношению к догматике, истине, своим поступкам. Я читал Священное Писание без серьезного осознавания что это писали Апостолы, что все это на самом деле произошло; Заповеди Господа я при чтении воспринимал как бы понарошку, с забавой; сделал из христианства хобби, увлечение; я Бога не считал как личность, то есть если у меня, например, было чувство вины за грех(эмоции), я молился(как бы просто отчитывал слова, без осознания серьезного что я обращаюсь к Богу, и я стою перед Ним; можно сказать воображал просто), и после молитвы, когда попросил прощения, появлялась легкость, возбуждение, самомнительные мысли что ныне я прощен, все хорошо, мог после этого начать благодарить Бога что я прощен(иногда грешил, и оправдывал себя вымышленными намерениями, что я сделал это не со зла, а потому то . .. ). Истины Церкви я так же воспринимал легкомысленно, как бы понарошку(и даже не осознавал этого), что то я принимал из догматов, что то отвергал по самомнению. Я придерживался многих ересей, считал все конфессии истинными, в общем, веровал «своим созданным мировозрением, воображением», не осознавая реальности Бога, покаяния. Сейчас я не могу выйти из этого воображения, и серьезно принять христианство, помолиться с осознанием что я буду говорить Богу, и я хочу сделать это произвольно, у меня намерения отчитать, сделать это как одолжение. Я осознаю что Бог реальный, но у меня это просто в мыслях, и так же как бы понарошку. Если я замечаю за собой грех, и хочу мысленно к Богу обратиться, у меня нет осознания того, что я совершил зло, виноват, обращаюсь с просьбой о прощении; у меня забавный игровой настрой, мол: совершил, нужно попросить; и я с забавой, мечтательно могу помыслить Иисусову молитву, а после этого еще и удовлетвориться собой, что покаялся, или сдержал себя от греха мысленного и обратился в молитве. Я пытаюсь перестроиться, но это наоборот усугубляет положение, я начинаю в мыслях тонуть, я воспринимаю христианство как увлечение, хобби. Я стал злым, лицемерным, совесть меня ни в чем не обличает; нет страха Божиего; когда хочу помолиться у меня много лукавых намерений, которых не получается убрать(отчитать чтобы получить просимое, а не обратиться с просьбой). Я прошу у вас совет, мне не к кому обратиться. У меня эта проблема недавно обнаружилась, и сейчас с каждым днем меня все больше поглащает покой, равнодушие относительно спасения, Бога, всей этой проблемы, большее не видение грехов, тяга к земному. У меня не получается из этого цикла выйти; у меня есть готовность трудиться в Заповедях, отрекаться от своей воли, но во всем этом я не имею намерения покаяния, вести жизнь с Богом, присно трудиться, как забава/хобби/увлечение. Меня пугает то, что я не могу выйти из этого, меня все больше поглащает покой и равнодушие, бесстрашие, я становлюсь более тщеславным, гордым, злым.
1 Ответ
Здравствуйте, Егор.
То, что Вы осознали своё состояние и ищете из него выход — это хорошо. 😕 Многие люди годами не замечают, что находятся в подобной самонадеянной иллюзии. Фундамент духовной жизни — это не восторженные чувства, а трезвенная вера, покаяние и понуждение себя к исполнению заповедей. Эмоциональные состояния, особенно приятные и «возвышенные», могут быть обманчивы. Апостол Павел предупреждает: «...сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). Ваша проблема — это духовная болезнь, называемая прелестью, то есть самообманом, когда человек принимает свои мечтательные, душевные переживания за действие Божественной благодати.
Откажитесь от поиска «духовных» ощущений. Ваша главная ошибка была в том, что Вы искали в вере эмоционального комфорта, «лёгкости» и самоудовлетворения после молитвы. Сейчас нужно сознательно отвергать эти переживания. Цель молитвы и покаяния — не приятные эмоции, а реальное соединение с Богом, которое часто происходит в сухости и терпеливом труде.
Вернитесь в реальность церковной жизни. Ваше «христианство» было построено в воображении, в отрыве от Церкви. Исцеление возможно только внутри Тела Христова.
Вам нужен духовный руководитель. Это самый важный шаг. Пойдите в храм, исповедуйтесь во всём, что Вы здесь написали, максимально подробно и честно. Попросите священника помочь Вам. В дальнейшем старайтесь регулярно исповедоваться у одного и того же батюшки и слушайтесь его советов.
Начните регулярно исповедоваться и причащаться. На исповеди говорите о конкретных грехах (осудил, обманул, разгневался), а не о своих «неправильных намерениях». Исповедь — это не сеанс самоанализа, а сокрушение перед Богом о реальных проступках.
Попросите священника дать Вам короткое и простое молитвенное правило. Исполняйте его ежедневно, ничего не прибавляя от себя. Главное в молитве — внимание. Не ищите чувств. Просто старайтесь внимательно произносить слова молитвы, осознавая, к Кому Вы обращаетесь. Просто и внимательно стойте перед живым Богом.
Читайте правильные книги. Вам нужно противоядие от мечтательности. Лучшее средство — творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Начните читать его «Аскетические опыты». Он очень подробно и трезво пишет о прелести, молитве и правильном духовном устроении.
Делайте конкретные дела. Гордость и самолюбование исцеляются служением ближним. Подумайте, кому Вы можете помочь не в мечтах, а на деле. Помочь родителям по дому, навестить больного друга, сделать пожертвование нуждающимся. Переключите внимание с анализа своего внутреннего мира на реальные нужды людей вокруг Вас.
Вас пугает равнодушие и покой, которые Вас поглощают. Это действие греха, который укоренился в душе. Не поддавайтесь этому. Даже если нет чувств, действуйте через «не хочу». Заставляйте себя пойти в храм, заставляйте себя прочитать молитвы, заставляйте себя сделать доброе дело. Именно этот труд, а не приятные эмоции, принимается как истинное покаяние.
Не отчаивайтесь. Господь пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13).