Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, дети 13 и 7 лет. Церковной жизнью я их не обременяю, единственное моё правило - в воскресенье в Храм, соответственно Причастие. В нашем Храме перед Причастием есть Исповедь, батюшка настаивает на исповеди перед каждым Причастием. Дети иногда спрашивают у меня, нужно ли им исповедоваться, я не знаю, как быть. Говорю, что если совесть за что-то мучает, исповедайся, стараюсь всё объяснить, опять же не напрягать, чтобы потом не было отторжения. Каждый вечер читаем/разбираем Евангелие, сами ждут, слушают. Я не из воцерковленной семьи, поэтому не могу представить себе то, что делают сейчас мои дети. Старший 13 лет не вычитывает правила, иногда может взять молитвослов и почитать, но не полностью, зато молиться в течение дня сам, перед едой, после, да и вообще в течение дня, всегда перекрестит меня, если иду куда-то. Младшая 7 лет, вообще стесняется. Мне кажется, что на данный момент они идут в Храм, потому что мама идет, я это понимаю...
Просто переживаю, не превратится ли их Исповедь в формальность и не вызовет ли какие-то психологические неустои в будущем, если они будут сейчас, особо ничего не понимая, просить прощения за то, что злилась, ругалась или еще что-то такое мелочное. Психологи же, в том числе и священники-психологи настаивают на том, что выражать свои эмоции - это не плохо, а забивание их внутрь ведет к плохим последствиям. Просто знаю, что дети некоторых священников исповедаются несколько раз в год, а Причащаются на каждой Литургии. Благодарю за внимание, надеюсь, я доходчиво изложила свои мысли...
4 Ответа
Опасность формализма в отношении исповеди всегда есть - и у ребенка, и у взрослого. С другой стороны, если ребенка не понуждать каяться и не объяснять это постоянно на примерах, то не будет и покаяния. Важно научиться это делать мягко, но убедительно.
Мне кажется, по благословению духовного отца лет до 10 можно исповедоваться не всякий раз. Потом, если ребенок сознательный и понимает действие греха, надо стремиться к еженедельной исповеди. В случае внутреннего протеста или непонимания - пусть беседует опять-таки с духовником.
Молитвенное правило ко причастию в 13 лет читать уже нужно, конечно. Хотя бы молитвы ко причастию, а лучше бы и все последование с молитвами. Можете читать на двоих: одну песнь канона или молитву Вы, другую - отрок.
Что касается детей священников, то цыплят считают по осени. Если этим выросшим детям уже лет 30-40 и они глубоко церковные люди, то их детский опыт может быть полезен, если берется целиком, с прочими аспектами духовного воспитания. Но если отроку сейчас 12-15 лет, то нет никакой гарантии, что вскоре он не уйдет из Церкви. Увы, я знаю такие случаи. Поэтому советую ориентироваться не на отдельные примеры, а именно на положительный опыт воцерковления.
Психологи - вообще плохие советчики в духовной жизни. Психология - это единственная наука, которая отрицает свой собственный предмет. По наименованию она должна быть наукой о душе, т.е. о ее бытии, происхождении, составе, силах, страстях и добродетелях и проч. Но в каком учебнике психологии Вы видели эти сведения? Там даже о бытии души положительно не говорится. Священный сан автора-психолога не меняет этой антицерковной сути самой психологии и ее базовых установок, воспринятых данным автором. Не буду называть имен, чтобы не переходить на личности.
Поэтому советую Вам внимательно прочитать «Путь ко спасению» свт. Феофана Затворника, в нем святитель подробно описывает психологию роста ребенка, проблемы и пути его воцерковления.
В нашей Церкви существует древняя традиция - исповедь перед причастием, во исполнение предупреждения апостола Павла:
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1Кор.11:27-31).
Приучать детей к искренней исповеди надо с 7-ми лет. Если они будут причащаться сейчас без исповеди, когда вырастут, как объясните, что надо исповедоваться перед каждым причастием и соблюдать традиции Церкви? Как они смогут передать эти традиции своим детям? Если не хранить традиции, то с нашей Церковью произойдёт то же, что и с протестантами - будут и нетрадиционные браки, и священнослужители, и от христианства мало что останется. Наша Церковь тем и отличается, что хранит веру апостольскую и отеческую в Священном Предании и традициях.
Со злостью надо бороться, а не загонять её внутрь. С грехами как раз и борются посредством исповеди и молитвы. Иначе, как исполнить заповедь Господа:
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:21-24).
Судить нас, Вас и Ваших детей будут не психологи, а Тот, Кто дал эту заповедь. Ему виднее, давать нам волю гневу или всё же бороться с ним. В том числе при помощи исповеди.
Здравствуйте! Вы пишете:
Дети иногда спрашивают у меня, нужно ли им исповедоваться, я не знаю, как быть. Говорю, что если совесть за что-то мучает, исповедайся, стараюсь всё объяснить, опять же не напрягать, чтобы потом не было отторжения.
Я считаю, что это абсолютно правильно, причем не только для подростков, но и для взрослого человека. Исповедь и Причащение - это два разных Таинства, которые не связаны друг с другом жестко. Таинство Покаяния предназначено, в первую очередь, для прощения смертных грехов, а не как обязательный пропуск к причастию. Священники, которые это понимают, обычно не настаивают на исповеди перед каждым причастием. Но эта традиция сильна в России, поэтому Ваш священник может быть иного мнения. Я думаю, что с ним и нужно это обсудить в частном порядке. Я мог бы дать Вам совет исповедоваться по потребности, чему следую сам, но Вы ведь все равно будете иметь дело с местным священником, поэтому и разговаривать нужно с ним.
Психологи же, в том числе и священники-психологи настаивают на том, что выражать свои эмоции - это не плохо, а забивание их внутрь ведет к плохим последствиям.
В выражении эмоций действительно нет греха, если за этим не стоит злых мотивов. Есть грехи делом, словом и мыслью. Их мы и исповедуем, а не сами эмоции.
Психологи же, в том числе и священники-психологи настаивают на том, что выражать свои эмоции - это не плохо, а забивание их внутрь ведет к плохим последствиям.
Выражение своих эмоций не имеет отношения к исповеди. Это иное. Но надо и понимать, что выражать эмоции можно по разному, а если они завязаны на страстях, то нужно еще подумать, стоит ли выражать, ведь можно явиться соблазном для других.
Исповедь - это покаяние. Для детей, которые пока не совсем понимают суть, это хотя бы осознание того, что поступил плохо. Частоту исповеди и взрослым, и детям, в идеале лучше определять необходимостью. Но в Русской Церкви прочно укоренилась традиция исповедоваться перед причастием. На некоторых приходах священники разрешают своим духовным чадам исповедоваться по мере необходимости или с какой-то периодичностью. Поэтому Вам придется отталкиваться от того, какова приходская традиция.
Благодарю за развернутые ответы! Божьей помощи!