3 Ответа
Для того, чтобы любить себя, нужно прежде всего желать себе спасения души и предпринимать все возможные усилия в этом направлении. А также можно желать для себя всего того хорошего в мирском понимании, что не входит в противоречие с Заповедями Бога.
Пример: желать себе счастливого христианского брака и просить об этом Бога — можно. А желать себе красивую любовницу (как и вообще любую) — нельзя.
Или: желать себе хорошую работу, где вы будете честно выполнять свои полезные для общества обязанности и получать за это достойную зарплату — можно. А желать для себя должности, где можно безнаказанно заниматься коррупцией — нельзя. Ну, и так далее.
Если так будете относиться к себе и к другим, то выполните Заповедь.
Но повторюсь: прежде всего спасение.
С уважением,
У К. Льюиса есть хорошее пояснение на этот счет:
На самом деле любить себя можно двумя способами. Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все “я” на свете, кроме их греха. Сама борьба со своекорыстием показывает ему, как он должен относиться ко всем людям.
Любить себя правильно - это значит делать себе добро. Это выражается, в частности, в самоуважении, в умеренной заботе о своем теле и земном благополучии, в смиренном терпении своих недостатков, а также в хранении себя от грехов и исполнении заповедей Божьих.
Здравствуйте, на этот вопрос замечательно отвечает святитель Игнатий Брянчанинов:
«Возлюбиши ближняго твоего якоже сам себе» (Лк. 10:27; Мф. 22:39).
«Возлюбленные братия! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие.
Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему сосредоточивается весь Закон Божий, потому что любовь есть та добродетель, которая доставляется из полноты всех прочих добродетелей.
«Любовь есть союз совершенства» (Кол. 3:14), по определению Апостола.
Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.
Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса – нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, – должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя.
Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе.
Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью
Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.
Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «сия есть любы, да ходим по заповедем Его», сказал святой Иоанн Богослов (2Ин. 1:6).
Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь – любишь себя. Если не клянешься и не лжешь – любишь себя.
Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив – ты любишь себя.
Если благословля благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты – сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным.
Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя.
Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя.
Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность – собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя.
Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя.
В то время как ты воспрещаешь себе суждение и осуждение ближнего, на что не имеешь никакого права, – правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои».