Здравствуйте! Я начинающая христианка. Мой вопрос касается смирения. Я осознаю свою греховность перед Богом. У меня возникает проблема в отношениях к людям. Я всегда хорошо к ним отношусь в общении и т.п. Но, например, пытаясь рассказать что-то человеку о духовной жизни, о Боге, просто пообщаться не на рядовые темы, а более духовные, и т.п., в конечном итоге получается мои мысли сходятся на "они просто глупы". Глупы, потому что не задумываются о жизни после смерти, о смысле жизни, а просто живут. "Зачем они живут? - думаю я. "Вот я умная, задумываюсь о смысле жизни,а они нет!" - думаю я. Просто пару примеров: я всё общалась со знакомой, и я пыталась много раз ей спокойно, аргументированно всё рассказать, но она просто как-будто непробиваемая - всё закончилось моими мыслями "она просто слишком глупа, разума не хватает". То же касается например людей, которые, к примеру, смотрят кино условно греховное, не смотря духовное. Мои мысли - просто не доросли мозгами, не способны понять ничего поумнее комиксов. (Ну, это реально так, понять, к примеру, Бергмана, можно только имея большую насмотренность и богатый внутренний мир). Я понимаю, что всё это очень плохо. Я получается как бы ставлю себя выше их. Как мне правильно относиться к ним? Внешне я отношусь к ним с любовью, внутренне с жалостью... думаю про себя "просто ему не дано значит, тупой и всё". Я сейчас вообще стараюсь ни с кем ни о чем не спорить,придерживаясь позиции "у каждого свое мнение, все мы разные", но это, если честно, не сильно помогает.В итоге же я всё равно считаю себя правой - что атеист глуп потому, что христианство это правда и тому подобное. Помогите!
5 Ответов
Алла, доброе утро.
В нашей ситуации мой совет прост - молитесь, если гордыня есть, то ходите в церковь и исповедуйтесь.
А избавиться просто, тут нужно просто обдумать и понять, что все мы не без греха. Я не хочу защитить атеиста, но порой, их поступки лучше, чем у верующего. (Кто-то милостыню даст, кто-то поможет пакеты бабушке донести, кто-то приютит на ночь) Я к чему веду, мы должны понимать, что у каждого свои грехи. К примеру, вы верующий человек , а кто-то неверующий. Так молитесь за него, чтобы наш Бог вразумил его. (Особенно, если это близкий).
Когда у меня лезут мысли по типу - «А яяя..» Я сразу говорю себе: Вспомни, кем ты был раньше?
А раньше я вёл себя далеко не так, как человек, потому не мне судить людей.
И крайний ваш вопрос - вера.
Если человек не хочет говорить об этом, то смысл насильно пихать это ему, это у него вызовет отвращение.. (Он сам придёт к вере в своё время)
Одно дело, если вы хотите его уберечь, другое - если вы просто хотите показать свои знания..
Когда вы поститесь, делаете добрые поступки и так далее не стоит говорить «Вот я - молодец, а он/а…»
Нужно просто понимать, что всё это отлично, но всё оставляйте в себе.
Смиритесь и поймите, что все мы не без греха. К примеру, кто-то ленится, кто-то унывает, кто-то гневается.
С уважением,
Не стоит перебарщивать с толерантностью и самоуничижением: убежденные атеисты действительно глупы, это даже Библия говорит, а с ней не поспоришь. И позиция "у каждого свое мнение, все мы разные" тоже должна иметь для христианина свое продолжение: "Но Истина - одна".
Что касается духовной гордыни и чувства превосходства, то это, увы, обычное состояние для начинающих христиан. Постарайтесь поменьше спорить, не говорите о Боге с теми, кто не желает о Нем слушать. Вы же помните те слова о бисере и т. д., верно?
Со временем, думаю, у Вас это пройдет. Лично я, чем более убеждаюсь в собственных пороках, тем меньше у меня остается желания бичевать чужие и вообще возноситься над кем-то. Уверен, что и у Вас будет также, ведь грехов и пороков хватает у каждого из нас. То, что Вы стараетесь относиться к людям с любовью и жалеете их; считаете свою духовную гордость негативным явлением, а не достоинством - это уже хорошо. Молитесь, участвуйте в Таинствах, творите активное добро - и Бог выведет Вас на Вашем духовном пути туда, куда надо.
С уважением,
Алла, по-моему у Вас ложное мнение, что тот, чьему пониманию доступны более сложные вещи, тот выше. Но тот, кому больше дано, с того больше спросится (Лк 12:48). Может оказаться, что какой-то простой человек выше перед Богом, чем тот, кто понимает сложные в мирском смысле вещи. Выше перед Богом по смирению. Прп. Антоний Великий был послан к сапожнику научиться одной мысли, которая у сапожника была, а у Антония еще нет.
На самом деле в каком-то смысле можно сказать, что тот, кто умнее, тот выше. Но умнее не в мирском смысле, а тот, кто больше овладел логикой смирения, логикой Евангелия, логикой Бога. Именно для изучения такой логики был послан Антоний к сапожнику. "Все спасутся, я один погибну" - это пример мыслей, следующих из такой логики. Но простое повторение их в уме не спасает. Нужно чтобы человек был с ними абсолютно согласен, не просто в уме, а во внутреннем чувстве. И когда Вы при правильной духовной жизни будете приобретать смирение, постепенно Ваша логика будет исправляться. И чем человек действительно ближе к Богу, тем одновременно все меньше будет мыслей считать себя умнее кого-то и вообще умным.
По поводу Ваших разговоров со знакомой: может оказаться, что на самом деле бес видел, что она не способна в этот момент услышать, и одновременно Вам внушал поговорить с ней. А ей одновременно внушал, что Вам отвечать. И так несколько раз. И это все, чтобы спровоцировать споры и вражду. Святые отцы советуют, что перед тем, когда нужно кому-то что-то сообщить, чтобы человек понял, нужно долго молиться о человеке. И вообще об этой ситуации, и спрашивать у Бога вразумление, делать это именно сейчас или нет. А не просто захотел сказать и без молитвы сказал.
Просто надо помнить, что Вы в их ряде, тогда и не будет гордыни. Надо всегда ловить себя, если вдруг появляется горделивый промысел, то надо отогнать от себя. А если не отогнать этот помысел, который бес даёт, но принять его, мы этот грех совершаем. «ибо, кто кем побеждён, тот тому и раб» (2Петр. 2:19). Да и надо понять, что такое глупость? Глупость — это абстрактное понятие, которое означает низкий уровень интеллекта. Глупость может являться защитной реакцией. А также может быть признаком расстройства интеллекта. Так ли все, кто не принимает нашу веру являются с медицинской точки зрения глупыми? А кто нам сегодня навязывает из буддистов их веру? Теперь представьте, как будет выглядеть навязывание веры со стороны буддистов? А теперь как атеист будет смотреть на навязывание веры со стороны православных? Я к чему говорю? Надо посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, правильно ли мы поступаем или нет. Нет такого личного для себя суда: кто прав, а кто нет в мире фантазий и помыслов? Суд есть на Небе, который занимается этими вопросами. Там и решают. Но он не такой, который мы привыкли представлять. Там совсем по другому судят. Ведь нет на земле справедливости. Справедливость только на Небе.