Приходилось слышать, что первый шаг на пути к Богу - молитва. Но также, на лекциях Осипова, слышу, что опасно молится, не сознавая свою греховность, что "молитва - не мантра". И приходит неприятная мысль: А как тогда быть? Я и на Бога посматриваю только лишь из-за того, что боюсь небытия или Ада после смерти, боюсь демонов (с 9 по 11 класс любопытствовала в демонологии), да того же "гнева Божьего" боюсь. Сколько не читаю богословов, объясняющих, что Бог - это отец, врачеватель, Любовь, и "От Меня это было", всё равно главным мотивом остаётся страх, безумный страх.
4 Ответа
Страх перед наказанием, перед адом - это нормальное состояние для верующего, тем более начинающего. "Начало премудрости - страх Господень" - сказано в Писании. Согласно святоотеческой традиции, первая ступень к Богу - это состояние раба, служащего из страха, вторая - состояние наемника, служащего ради вознаграждения, и третья, высшая - это состояние сына, служащего Отцу ради любви. Низшие ступени постепенно сменяются высшими по мере духовного роста человека. Тем более, что все три спасительны для человека. Не нужно сразу "замахиваться" на состояние сына (дочери), ведь даже святые шли к нему всю жизнь. Мое личное мнение таково, что у многих новоначальных такое состояние могло бы вызвать гордыню. А она, как известно, способна свести на нет любые духовные достижения. А так - мы боимся, и смиряемся. Поэтому радуйтесь страху Божию и "работайте" с ним - это путь, ведущий Вас ко спасению.
Что касается проф. Осипова, то это недостоверный и опасный источник, так как его учение поражено несколькими ересями, что подтверждается выводами как авторитетных православных богословов, так и синодальной комиссии, занимавшейся данным вопросом. В Интернете все это есть.
С уважением,
И слава Богу, что у Вас есть этот страх. Именно с него начинается наш путь к Богу:
Начало премудрости - страх Господень (Притч. 1:7).
А современных богословов лучше поменьше читайте и слушайте, на душе спокойнее будет. Вместо них назидайтесь чтением святых отцов и житий святых. Благо очень многое из них есть и в аудиоформате.
Я и на Бога посматриваю только лишь из-за того, что боюсь небытия или Ада после смерти, боюсь демонов (с 9 по 11 класс любопытствовала в демонологии), да того же “гнева Божьего” боюсь.
Пока человек живет в смертных грехах, его совесть нечиста - естественно, что он боится гнева Божия, наказания и т.п. Но на этом не надо останавливаться. Христос для того и пришел в этот мир, чтобы взять на себя наши грехи и освободить от страха перед проклятиями закона. Поэтому надо покаяться и не грешить больше, чтобы не было повода для безумного страха. Служение Богу из страха перед наказанием - это одна из возможных мотиваций, в ней нет ничего плохого, но и оно не должно превращаться в какую-то унылую безнадежность. Свт. Феофан Затворник пишет:
Одно познание своего окаянства и бессилия, с ответственностью и страхом за жизнь и судьбу вечную, безотрадно. Оно приносит только скорбь и тоску, которые, если не растворяются другими утешительными чувствами, расслабляют, а не оживляют, и, что недалеко, оно может ввергнуть в отчаяние неисходное. Кто на этом одном останавливается, тот останавливается как бы на половине дела и, следовательно, не делает ничего. Истины нет здесь, ибо на самом деле не беден только есть человек и погибающ, но есть и обогащаем, и спасаем; есть такое устроение от Господа и Бога нашего, по которому над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати.
В составе истинной веры сокрываются следующие, более чувствуемые, нежели выражаемые, слитно объединенные, а не разделенные расположения: я – погибающий погиб бы навеки, но Господь Иисус Христос, отнявший все зло, лежащее на роде человеческом, восприял меня, и Им я спасаюсь. Вера зрит Господа единственным источником своего облаженствования, исчезает в Нем сердцем, объемлет Его любовно, живет Им одним и для Него одного; ибо чувствует, что если бы не Он, то все бы погибло. Так содержать и чувствовать есть постоянный долг христианина.
Сколько не читаю богословов, объясняющих, что Бог — это отец, врачеватель, Любовь, и “От Меня это было”, всё равно главным мотивом остаётся страх, безумный страх.
То, что Бог есть Любовь и одновременно Он совершенно правосуден, многомилостив и непримирим ко греху - все это не противоречит друг другу. Да, на данном этапе ваших личных отношений с Богом Вы воспринимаете Его как Строгого Судью и источник угрозы. В этом нет ничего особенного. По мере того, как Вы будете искренне стремиться к тому, чтобы с Его помощью, избегать грехов и исполнять все заповеди, Ваше отношение будут меняться и развиваться. Но если продолжать грешить и ничего не менять в своей жизни, то Бог так останется для Вас совершенно чужим и грозным.