Внуку 13 лет. Очень интересуется Православием, Словом Божьим. Всегда ему объясняла, что изображений Бога-Отца нет и не может быть. Однако недавно были всей семьей в Успенском соборе г. Ставрополя и увидели икону, как нам сказали служители собора, Бога-Отца с голубем - Святым Духом на груди, а над головой око в треугольнике. Внук сразу же обратил на это внимание и теперь считает, что Бога-Отца можно изображать и это не грех. Подскажите, что это за икона, как она называется, и что обозначает символ ока в треугольнике?
5 Ответов
Здравствуйте, заочно, по описаниям, сложно сказать о каком именно изображении идет речь, но, если это изображение схоже с иконой новгородского письма,
то ничего не канонического в таком изображении нет.
Как уже, ответили выше, предыстория такой иконографии берёт начало в пророчестве Даниила.
Но, вот как дальше эта иконография будет развиваться Вам лучше подробнее прочитать в этой статье.
http://www.regels.org/Ancient-of-days.htm
Однако, для подростка, однозначно одарённого в этих вопросах, повествование может быть сложным, поэтому в вкратце отвечу, что
"Иисус Христос изображен в двух своих природах, в двух телах: божественном (муж или старец) и человеческом (младенец). Голубь служил образом Божественной Энергии: символ голубя взят из евангельского описания крещения Иисуса Иоанном Предтечей (Мф. 3:13-17).
Сам Дух Святой, как третье лицо святой Троицы, разумеется, также считался неизобразимым, как и Бог Отец.... <.... >...
Надписанием «Отец, Сын и св. Дух» новгородский мастер превращает икону в аллегорическое изображение св. Троицы. Аллегория позволяет изображать и то, чего видеть в принципе нельзя, что служит лишь условной иллюстрацией абстрактных идей, в данном случае – иллюстрацией приведенных новозаветных текстов. Надписанием «IС ХС» иконописец пытается сохранить формальную верность византийскому канону; но сам он уже понимает "старца" как аллегорию невидимого Бога Отца.
Аллегории такого рода были несвойственны восточному православию с его своеобразным «мистическим реализмом», но зато очень характерны для католической церкви. Автор новгородской иконы «Отечество», несомненно, испытал определенное влияние католицизма. Это вполне правдоподобно ввиду развитых связей торгового Новгорода с католической Европой. Наметившийся в новгородской иконе отрыв от восточно-православной традиции был первым шагом на пути дальнейшей трансформации этого иконографического типа, которая давно началась на западе и постепенно начала внедряться также и в православных церквах. Надо сказать, что это внедрение встретило на Руси длительное и упорное сопротивление, особенно со стороны московской иконописной школы.
После длительной борьбы возобладала западная традиция. Противоречивые абстракции рассмотренной новгородской иконы оказались лишь переходной ступенью к окончательному «превращению» Ветхого днями а Бога Отца. В более поздних русских иконах типа «Отечество» надписание «IС ХС» исчезает, уже не оставляя у верующих сомнения, что старец на троне означает Бога Отца. Это подготовило почву для внедрения другого варианта иконы «Отечество», так называемой «Троицы новозаветной», где Сын изображен сидящим «одесную» Отца, а Дух Святой в виде голубя помещен между ними.
Иконография " Отечество ", с приходом Петра Великого, была запрещена, а вместо этого изображался треугольник, как все тот же символ Святой Троицы".
К сожалению, в наше время этими исследованиями занимаются только искусствоведы, иконописцы, поэтому сотрудники прихода не всегда могут дать правильный ответ.
На фото:
Пелена, вклад в ТСЛ Софии Палеолог, ризница СПМЗ, икона " Отечество".
Согласно церковным правилам написания икон (иконописному канону) ни Бога Отца, ни Святого Духа изображать нельзя, т.к. Они не воплощались, а Божественное Существо неизобразимо.
Есть традиция изображения Ветхого деньми (Бога в образе седого старца) из видения пророка Даниила (Дан.7:13-14). Но это изображение не Бога Отца - а Сына (см. 43 правило Московского Собора 1667г.)
Бога же Духа Святого в виде голубя разрешено изображать только на иконах Крещения Господня (то же правило того же Собора).
Глаз в треугольнике - это символическое изображение Всеведения Божия (т.н. всевидящее око).

Такие изображения действительно до сих пор встречаются, но они запрещены церковными соборами, как раз потому что являются фантазиями о Боге. Бог Отец не старик и Бог Святой Дух не голубь, поэтому изображать Бога в таком виде вне контекста конкретных библейских событий (например, Крещения Господня) неправильно. В христианской символике треугольник – символ Святой Троицы, а глаз означает всевидящее око Божие.

Спасибо большое!
Это иконография так называемой Новозаветной Троицы, популярная в XIX веке. С догматической точки зрения она ущербна и свидетельствует об упадке общенародного понимания богословия. О Боге Отце сказано:
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18).
Если Отца не видели, то как же Его можно изображать? Даже видение прор. Даниила здесь не вполне к месту, потому что пророк не видел Бога по существу, но лишь в видении. Икона же показывает не видения, а духовную реальность, хотя и средствами живописи. Во-вторых, Святой Дух тем более не может изображаться в виде голубя, потому что Его естество - не голубиное, а божественное. В день Пятидесятницы Он излился на апостолов в виде огненных языков.
Изображение Трех Лиц на одной иконе в виде трех материальных существ создает чувственное ощущение их пространственной разобщенности, фактически рассекая единую Троицу на "трех Богов". Тем не менее, такие иконы еще можно встретить в храмах или в продаже - именно в силу общего невысокого уровня богословия или отношения к иконам по привычке.
Советую Вам с внуком изучать этот "Закон Божий", чтобы направить пытливость его ума на божественные вещи. Да и Вам самой полезно будет все систематически повторить.

Спасибо большое! Мой внук ходит по субботам в школу при храме, где они изучают «Закон Божий», но, видимо эти азы им не разъясняют. Очень обидно видеть, как наша молодежь отстает от такой же молодежи мусульманского вероисповедания. Мне есть с чем сравнить. уже почти 20 лет работаю в мусульманском регионе и вижу, как поставлено изучние арабского языка и чтение Корана. Причем в школах на уроках арабского практически преподается основы мусульманства. И дети с интересом все это воспринимают и очень многие еще дополнительно занимаются арабским (даже на платной основе). И даже вводившийся во всех школах предмет, на котором обещали изучать основы религий, так и остался на бумаге. Мое поколение, воспитанное в СССР даже больше знало о православии, чем подрастающее нынешнее поколение. Горько, очень горько это осознавать. Глядя сейчас на тех, кто воюет на СВО, понимаешь, что только столкнувшись лилом к лицу со смертью, они стали понимать, что не все так просто в этом мире, но многие из них даже простых молитв не знают.

Никак нельзя на занятиях в воскресной школе рассказать вообще все. Тем более дети там разного возраста, умственных способностей и поведения. Не факт, что круг занятий выстроен оптимально — в силу этих же причин. Поэтому тем большая ответственность ложится на родственников. Вы обязаны постараться дать ребенку и отсутствующие пока знания, и опыт приобщения к святыне (например, через паломнические поездки), и опыт молитвы и надежды на Бога в любых обстоятельствах, и навык личного чтения Священного Писания с церковным его толкованием.
Как видите, трудов много. Но и плод получится драгоценным: у Вас будет глубоко верующий внук, который всегда будет о Вас молиться и вместе с Вами войдет в Царство Божие. Может, даст Бог, и священником станет.
В храмах, а иногда и в продаже в церковных лавках встречаются неканонические иконы.
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18).
Потому изображение Бога Отца не соответствует действительности и неканонично.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Ин.4:24)
Также и Бог Дух Святой невидим. И только
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14).
Потому каноничны изображения на иконе только Спасителя. Также некоторых евангельских событий: Крещения Господня, Сошествия Святого Духа, где Бог Святой Дух изображается в виде голубя и огненных языков. Но надо понимать, что это - видения, образы, а не воплощения Святого Духа.

Спасибо большое за разъяснения!
Спасибо большое за разъяснения! Вот только почему эти не канонические изображения находятся в Храме и смущают не окрепшие умы молодых верующих? Причем когда я попыталась для внука получить разъяснение у кого-либо (священнослужителей не нашла), то и пожилые женщины, служащие при Храме, пояснили, что это наш Создатель, наш Господь Бог! И когда я стала оспаривать, что изображать на иконах Господа Бога нельзя, они были возмущены моими словами и смотрели на меня как на еретичку. Значит и служащие при Храме верующие не знают таких элементарных вещей?