В записках можно поминать только крещённых в православии верующих людей (воцерковлённых). Но как определить воцерковленность? Если человек говорит, что верит в Бога, но в храм приходит и причащается один или несколько раз в году, можно ли его поминать?
Этот вопрос нередко задаётся, но где эта грань, кого можно поминать, а кого нельзя?
4 Ответа
Надо поступать по совести. Поскольку общецерковного документа об этом нет, скажу свое мнение. Если человек иногда молится и ходит в православный храм, не отвергает Бога и Церковь, не живет в смертных грехах,- то его можно писать в записках на проскомидию. Если чего-то из этого списка нет (например, человек живет в блудном сожительстве или отвергает Церковь как Тело Христово и посредницу в деле нашего спасения), то писать такого человека в записках нельзя: такое церковное поминовение будет в осуждение и ему, и тому, кто его написал.
Если человек открыто грешит и не исповедуется, ничего не меняет в своей жизни, значит не надо его поминать на проскомидии. Обязанность по отношению к 4 заповеди - быть на каждом воскресном богослужении. Если человек без настоятельной нужды не ходит в церковь каждое воскресенье, то смертно согрешает.
Если человек хотя бы раз в год причащается, он не отпадает от Церкви окончательно и его поминать вполне допустимо. Если человек хоть и крещён, но живёт в смертных грехах, лучше не поминать, потому что у него начнутся сильные искушения, как и у Вас. Таких лучше подавать на чтение Псалтири, молебны, усопших - на панахиду. Туда же лучше подавать малознакомых людей.