Здравствуйте! В последнее время стала много слышать о подмене христианских добродетелей. К примеру, когда смирение или желание нести свой крест на самом деле оказывается, к примеру, малодушием. Но в житиях святых, в трудах святых отцов мы часто сталкиваемся с моментами, когда сложно отличить одно от другого. Например, у Аввы Дорофея.
"И другой также, по искушению ли, или от простоты, Бог знает почему, немалое время каждую ночь пускал свою воду над моею головою, так что и самая постель моя бывала омочена ею. Также и некоторые другие из братий приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей келлией, и я видел, что множество клопов набиралось в моей келлии, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жара. Потом же, когда я ложился спать, все они собирались на меня, и я засыпал только от сильного утомления; когда же вставал от сна, находил, что всё тело моё было изъедено, однако же я никогда не сказал кому-нибудь из них: не делай этого, или зачем ты это делаешь?"
Или:
"Таков был тот святой старец, которому во время болезни брат влил в пищу вместо мёда льняное масло, которое очень вредно. Однако же старец ничего не сказал, но ел молча и в первый, и во второй раз, и нисколько не укорил служившего ему брата, не сказал, что он небрежен, и не только не сказал этого, но даже никаким словом не опечалил его. Когда же брат узнал, "что» он сделал, и начал скорбеть, говоря: «Я убил тебя, авва, и ты возложил сей грех на меня тем, что промолчал», то с какою кротостью он отвечал ему: «Не скорби, чадо, если бы Богу угодно было, чтобы я ел мёд, то ты влил бы мне мёду». И, таким образом, он возложил это на Бога."
К сожалению, я не очень понимаю, почему это хорошо и как разобраться в этом...
Заранее благодарю за ответ!
4 Ответа
Здравствуйте, Ольга. Если кратко, то авва Дорофей пишет о терпеливом перенесении скорбей, когда подвижник принимает их в качестве наказания за свои грехи и ради будущих венцов. Вместе с тем, он не хочет укорить согрешающего ближнего, видя в нем образ Божий и снисходя к его немощи.
В наше время и терпение находящих скорбей, и неукорение ближнего зачастую не считаются чем-то положительным и важным. Если Вам удастся в своей жизни дать им должное место, то Вы поймете силу слов прп. аввы Дорофея. Советую и дальше читать святых отцов с молитвой к ним, чтобы понять и исполнить в Вашу меру написанное. Обратите особое внимание на русских отцов XIX в.: свв. Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадтского и др. Они близки к нам по времени, образу жизни и мышлению.
Если послушание и смирение идёт от любви к Богу, то всё нормально. Если от любви к себе, от тихого желания превзойти других - то это прелесть и грех.
Спасибо большое за ответ!
Вы не монахиня, и поэтому вам не надо стремиться повторять монашеские сложнейшие духовные практики. Это, так сказать, высший пилотаж, а мы еще даже и не пилоты, а от силы велосипедисты :-))
Совесть всегда подскажет нам, где добро, а где зло. Делайте добро, отказывайтесь от зла, и не ошибетесь. Накормите голодного, утешьте страдающего, не озлобляйтесь на обидчиков, и т. д. и т. п., и будете правы. Священное Писание вам в помощь, там все написано достаточно понятно. Не усложняйте и без того сложную жизнь.
С уважением,
Спасибо большое!
Здравствуйте, Ольга! Примеры, которые Вы приводите, относятся а) к жизни подвижников; б) индивидуальным обстоятельствам конкретных людей, которые выбрали для себя поступать определенным образом. Было бы ошибкой переносить это на свою жизнь и делать инструкцией.
Поэтому ищите ответы для себя, прежде всего, в Священном Писании и у тех церковных писателей, которые писали для людей, живущих в миру.
Спасибо большое за ответ!
Благодарю за ответ и советы!!