Как отличить истинный духовный опыт православного христианина от духовного опыта представителя других религий? Например, мусульманин говорит, что пережил встречу с Аллахом и с тех пор стал верующим, или же, например, баптист-проповедник в каком-то интервью рассказывает, что был раньше алкоголиком и наркоманом, но после того как ему неожиданно открылся Бог, он избавился от этих зависимостей, перестал вести греховный образ жизни и стал проповедовать Христа. Где-то говорилось, что у них был не духовный опыт, а бесовское наваждение, т.к. они не стали православными, но разве в этом случае мы не принимаем православие по умолчанию как истину? Как пример, христиане считают, что апостолу Павлу открылся Бог, а иудеи считают, что это все уловка дьявола.
Существуют ли какие-нибудь объективные критерии в пользу именно православного духовного опыта?
То же самое и с чудесами в других религиях. Есть истории про римского императора-язычника, воскресившего умершую девушку, есть история про тяжелобольного индуса, искупавшегося в реке Ганг и исцелившегося, история про буддийского монаха, который умер 1000 лет назад, но его тело до сих пор остается нетленным. Конечно можно сказать что это все выдумки и такого никогда на самом деле не было, но здесь тоже христианство принимается как истина по умолчанию. Почему тогда нельзя сомневаться в христианских чудесах?
Да ещё и как говорят, что весь духовный опыт и вера - это просто результат самовнушения, который ничего не говорит об истине.
Как разобраться во всем этом?
3 Ответа
Ключевой критерий для различения истинного духовного опыта от ложного — это его плоды в душе человека. Истинный опыт от Бога всегда ведёт к смирению и любви, в то время как ложный, бесовский или порождённый самовнушением, неизменно питает гордыню и чувство собственной исключительности.
Господь дал нам совершенно чёткий ориентир: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16). Какие же это плоды?
Истинный опыт рождает в человеке осознание своего несовершенства и греховности. Он не превозносится над другими, а наоборот, видит себя худшим из всех. Он обретает мир в душе, кротость, любовь даже к врагам и глубокую, спокойную веру, которая ищет соединения с Богом в Церкви, в Её Таинствах. Опыт апостола Павла — прекрасный пример: встреча со Христом сокрушила его гордыню и сделала из гонителя ревностного служителя Церкви.
Ложный опыт (прелесть) всегда связан с гордостью. Человек начинает считать себя избранным, духовно одарённым. Он может испытывать восторженные эмоциональные состояния, экстаз, но в них нет подлинного покаяния и смирения. Такой «опыт» может избавить от грубых грехов, как в Вашем примере с баптистом, но взамен он даёт тончайший и самый опасный яд — гордыню праведника, который теперь убеждён в своей правоте и осуждает других. Он замыкает человека в его заблуждении, а не ведёт к полноте Истины, которая хранится в Православной Церкви.
Православная Церковь не отрицает, что сверхъестественные явления могут происходить и за её пределами. Вопрос не в самом факте «чуда», а в его источнике и цели.
Апостол Павел предупреждает, что пришествие антихриста будет «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:9). Дьявол может творить чудеса, чтобы утвердить человека во лжи. Исцеление в Ганге укрепляет веру в языческих богов. Нетленное тело буддийского монаха становится объектом поклонения, отводящим от Истинного Бога.
Чудеса Божии, совершаемые в Церкви, всегда имеют духовную цель: привести человека к покаянию, укрепить в вере и прославить Бога, а не самого «чудотворца». Они никогда не бывают бессмысленным спецэффектом.
Для христианина вера Церкви — это не одна из гипотез, а богооткровенная Истина, подтверждённая двухтысячелетним опытом святых. Объективные критерии подлинности нашего духовного опыта находятся именно в этом сокровищнице — Священном Писании и творениях Святых Отцов.
Любой личный опыт, каким бы ярким он ни был, проверяется на соответствие этому общецерковному опыту. Если мой «духовный опыт» противоречит Евангелию и учению святых, он ложный. Это и есть объективный, внешний по отношению ко мне критерий. Мы сомневаемся в чудесах вне Церкви не потому, что упрямы, а потому, что видим: их плоды не ведут ко Христу, распятому и воскресшему, и к спасению в основанной Им Церкви.
Самовнушение — это работа человеческой психики, которая всегда раздувает эго. Человек может внушить себе, что он здоров или счастлив. Но он не может внушить себе подлинное смирение — состояние, в котором искренне считаешь себя хуже всех. Он не может силой самогипноза обрести благодатную любовь к своим врагам.
Настоящий духовный опыт — это дар Божий, который преображает человека изнутри, зачастую вопреки его ожиданиям и воле. Он ведёт не к приятным ощущениям, а к трудному пути покаяния, борьбы со страстями и служения Богу и ближним.
Разобраться во всём этом помогает не столько теория, сколько живая практика церковной жизни: регулярная молитва, участие в Таинствах Исповеди и Причастия и, что очень важно, совет с опытным священником, который поможет отличить Божие действие от душевных или бесовских подделок.
Почитайте эту большую беседу свт. Игнатия (Брянчанинова). Она вся посвящена развернутому ответу на Ваш вопрос.
Святитель преимущественно рассматривает там чудеса антихриста, но в связи с ними касается и любых чудес вне Христовой Церкви.
Я думаю, что объективных критериев различения духовного опыта не существует. Любые рассуждения об этом у нас идут уже из позиции веры в Господа Иисуса Христа и истинность Его учения, подтвержденную Его Воскресением их мертвых. Поэтому, когда православные святые говорят о критериях духовного опыта, они предлагают сравнивать этот опыт с учением Церкви. Вот как например об этом пишет свт. Феофан Затворник:
Кто бы что ни испытывал духовно и на какой бы степени ни стоял, никто не освобождается от того правила, как определять, истинно ли что или ложно. Определение истины одно – учение Церкви. Кто, помимо учения Церкви, захочет основываться в познании истины на своих чувствах и опытах духовных, тот вступает на широкую дорогу самопрельщения и всяких уклонений от истины. Даже если б видение кто какое видел или глас какой слышал, но, коль скоро возвещаемое сим путем несогласно с учением Церкви... надо решительно отвергать то, следуя слову Апостола: Аще Ангел с неба благовестит иное... то и ему анафема (Гал.1:8). Ибо то очевидно, что сей ангел – не с неба.
Что касается чудес, то здесь важно анализировать каждый случай отдельно и учитывать то, что Церковь не отрицает возможность необъяснимых с научной точки зрения явлений за пределами христианства. Но они не являются показателями того, что верования людей непременно одобрены Богом. В Библии говорится так:
Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей (Втор.13:1-3).
При этом чудеса «не от Бога» всегда имеют ограничения. Например, никто не способен без Бога воскресить умершего.
Ложных сообщений о чудесах достаточно как в церковной среде, так и за ее пределами. Поэтому я придерживаюсь позиции, что мы должны одинаково строго подходить к любым заявлениям о чудесах и не использовать в качестве свидетельств в пользу Православия сомнительные сообщения. От чудес нужно отличать фокусы, психосоматические исцеления, природные аномалии. См. статью о ложных чудесах.