Здравствуйте!
У меня очень серьезный вопрос, который мне сегодня задал 15-тилетний внук, а я ответила, как смогла, но не уверена, что сделала это верно...
Вопрос был примерно таким: что это за заповеди, которые могут изменяться? Если заповедь "Не убий" в случае, когда воины идут на войну, отменяется, то как же можно верить всем остальным заповедям?
Я растерялась... И сказала, что если воины защищают Отечество, и это благословляется, то это не значит, что их "благословляют на убийство", а благословляют именно на защиту Отечества, но подросток всё равно остался при своём убеждении.
Что делать? И как это в словах донести?
4 Ответа
Не все заповеди следует понимать буквально, это предельно концентрированные истины, раскрывающиеся Церковью, её Священным Преданием. Аналогично и в светском обществе есть Конституция и законы, конкретизирующие её положения.
Ветхий завет был написан на древнееврейском языке. Использованный в Заповеди глагол «убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (в английском kill - любое убийство и murder - незаконное).
Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не означает убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Заповеди менялись Богом, что зависело от того, насколько люди были повреждены.
Закон Моисея разрешал требовать только "зуб за зуб", так как раньше за зуб лишали человека руки или жизни.
Когда под действием общения Израиля с Богом нравы смягчились, то Христос повысил планку "не отвечать злом на зло", то есть за зуб нужно потерпеть, и даже простить потерю зуба.
Сложность в том, что в разных ситуациях должна быть разная реакция за один грех. Например, за воровство побивали камнями, и отрезали руку. Но если близкий похитил из холодильника, как быть? Неужто под камни? Конечно нет, но с любовью разъяснить.
Господь предвосхищая эту путаницу провел красной нитью для всех заповедей такой ориентир: возлюби Бога всем сердцем, и возлюби ближнего как себя. (Мф. 22:36-40). И теперь человек может дать оценку любому поступку.
Если в поступке человека цель - это любовь к Богу и ближнему, то это хороший поступок, даже если он жёсткий. Если это любовь к себе - то это грех.
Так и с войной, защита ближнего это любовь к нему. И если кто погиб в процессе защиты, то это не нарушение, но исполнение главной заповеди Христа о любви к ближнему.
К сожалению, мир далек от идеала, а человек сильно отошел от того замысла, что вложил в него Бог. Войну всегда надо воспринимать как неизбежное зло. Неизбежное потому, что не удалось его избежать, а не потому, что оно должно быть. Убийство, будь оно на войне или нет - один из самых отвратительных актов неповиновения человека Богу. Ничего хорошего в убийстве на войне нет, какими бы патриотическими целями война не оправдывалась. С обоих сторон окопов - дети Божьи. Это для нас, людей, есть границы, страны, мы готовы убивать за них. Для Бога всех этих границ не существует, и, вероятно, Ему одинаково противны убийства с любой стороны окопов. Людям свойственно разделять оборонительные и наступательные войны. И если наступательным войнам нет никакого оправдания, то оборонительные мы обычно оправдываем необходимостью защиты своих домов и близких. Да, это так, необходимость есть, но мы должны понимать, что и в этом случае совершается неизбежное зло. И если даже кто-то погибает за своих близких, исполняя заповедь Христову о любви, то и это следствие чьего-то намеренного зла. Поэтому нужно прилагать усилия к миру - "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф.5:9).
Все библейские тексты надо понимать в контексте. Из всего духа Библии и ее содержания очевидно, что Заповедь «Не убий» не относится к отнятию жизни противника на войне, а уж тем более к убийству животных для питания, как это пытаются трактовать некоторые современные сектанты. Во времена Ветхого Завета велись религиозные войны, которые были благословлены Богом. Эта Заповедь относится к тому, что можно назвать криминальным убийством, то есть к убийствам людей в быту, из преступных соображений. Лишение противника жизни на справедливой войне здесь ни при чем.
Вот, что говорит об этом замечательный современный богослов и миссионер, священник Даниил Сысоев, принявший в 2009 году смерть за Христа:
«Сразу после Потопа Бог установил государственную власть. Главным ее отличием является право смертной казни. Это то, из чего государство и возникло, как таковое. После Потопа Бог сказал: «Кто прольет кровь человека, того кровь должна быть пролита рукою человека, ибо человек создан по образу Божию». Кроме права смертной казни вытекает обязанность правосудия. Бог дал это право государству.
Почему на войне воин убивает, но не делает грех? Потому, что он осуществляет не убийство, а смертную казнь. Я имею в виду нормальную войну, а не оккупацию. Человек осуществляет правосудие. Что такое война? Бандит вломился к вам в дом, а вы его пристрелили. А теперь представьте себе, что этих бандитов миллион. Разницы никакой. Именно поэтому солдат не согрешает, когда применяет смертную казнь по отношению к человеку с оружием, но согрешает тогда, когда убивает безоружного человека».
В Новом Завете также неоднократно подтверждается право государства на применение смертельного насилия в благих целях, то есть для предотвращения большего зла. Об этом свидетельствует и Иоанн Креститель, благословивший воинов, и апостол Павел, говоривший о мече, как о необходимом и полезном атрибуте гос. власти, и другие места в Писании.
С уважением,
Благодарю Вас! Впш ответ мне кажется наиболее полным и истинно отвечающим на вопрос внука