После осознания греха и многочисленной исповеди, я до сих пор испытываю ненависть и отвращение к нему и себе. От одной мысли о грехе становится тошно, но всё же не могу избавиться от мерзости к самому себе, вплоть до мыслей о вреде. Кажется, что я необратимо себя запятнал. Что делать?
5 Ответов
Вы попробовали грех, он вызвал у Вас омерзение. Чтобы избавиться от омерзения, Вы пошли на исповедь. Как будто всё правильно. Но Вы пропустили существенный момент покаяния - собственно само раскаяние, плачь перед Богом о грехе. Понимать, что грех мерзость - одно, а чувство раскаяния в оскорблении Бога, в неисполнении Его заповеди, в отвержении тем самым Его любви - это совсем другое. Обратите внимание не а себя, а на Бога. Поплачьте перед Ним, раскайтесь перед Ним в своём грехе. Эти слёзы омоют Вас от скверы.
А так Вы просто злитесь на себя, что допустили себя до такой низости. А это всего лишь муки ущемлённого самолюбия. Потому Вы и не находите покоя совести.
Прп. Никодим Святогорец писал:
Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость.
Поэтому Вы должны осознать, что такая чрезмерная печаль и тем более ненависть к себе - это признак гордости. Человек слишком надеется на себя, падает в грех и наступает такое разочарование. Подумайте над этими словами св. Никодима, а также почаще напоминайте себе о том, что Господь умер за Ваши грехи и простил их Вам в Таинстве Покаяния. Если Господь дал Вам прощение и очистил от всякого греха, то нет оснований унывать и ненавидеть себя. Господь не хочет этого. Вы и грех - это не одно и тоже, себя надо любить, а грех - ненавидеть. Также важно и полезно попросить у священника епитимию, это должно успокоить.
Мы надеемся не на собственную праведность, но лишь на милосердие Божие, которое и испрашиваем в таинствах, молитвах и постах, воздержанием от греха и исполнением евангельских заповедей.
Что касается отношения Бога к кающемуся грешнику (при условии действительного покаяния, а не одних лишь пустых слов), почитайте житие прп. Иакова Постника. Этот великий муж согрешил двумя смертными грехами, и однако Бог принял его покаяние, утвердив его чудом.
Такими мыслями вы оскорбляете Бога. Если вы искренне покаялись, то Он вас простил. Какое же вы после этого имеете право брезговать тем человеком (в данном случае самим собой), которого простил и очистил Сам Бог?
Ненавидьте грех, постарайтесь его больше никогда не повторять. А себя ненавидеть не надо. Ведь сказано, что ближнего надо возлюбить, как самого себя, без этого нет спасения. А как вы это сделаете, если так к себе относитесь?
Помните о любви Бога к вам, и радуйтесь.
С уважением,