3 Ответа
Вы совершенно правы, указывая на контекст, который опровергает узкое сектантское толкование.
«Дух пророчества» в Откр.19:10 – это Свидетельство Иисуса Христа.
Это значит, что Христос — Сердце и Смысл всякого истинного пророчества. Если убрать Христа, пророчество теряет свою силу и значение.
Ангел, говоря Иоанну: «Свидетельство Иисуса есть дух пророчества», тем самым указывает, что все ветхозаветные пророки служили одной цели – указать на пришествие Спасителя. Дух, вдохновлявший их, тот же самый Святой Дух, Который сейчас свидетельствует о Христе в Церкви (Ин.15:26). Это дар, данный всей Церкви для проповеди Евангелия, а не исключительное право одного человека или последующая череда пророков.
Привязывать этот всеобъемлющий Дух к конкретной личности или отдельному учению вне апостольского предания, как это делают в некоторых неправославных сообществах, – значит подменять общую Истину частным мнением. Ведь если Дух пророчества — это Свидетельство об Иисусе, то нет и не может быть нового свидетельства, превосходящего или дополняющего уже данное в Евангелии.
Лжеучения, вроде адвентистов седьмого дня, приписывают пророческий дар основателям, вроде Элен Уайт, но это уводит от подлинного свидетельства.
Наша задача – не искать новых пророков или новые откровения, а хранить то, что уже дано и открыто.
Истинный пророческий дар сегодня — это верность Евангелию, исповедание Христа и участие в благодатной жизни Церкви через Таинства, особенно в Таинстве Покаяния и Причастии. Вот где живой источник, а не в новых «откровениях».
Сергей, здесь очевидно, что дух - это не человек. В том или ином контексте Писания может идти речь о Духе Божием или духе человеческом (высшей части души, которую адвентисты тоже отрицают), но всяко не лично о пророке.
Что же касается указанного Вами фрагмента, то в нем идет речь, конечно, о некоем духовном даре от Бога. Адресатам книги Откровения этот дар был хорошо известен, в отличие от нас. Свт. Феофан Затворник так объясняет в толковании на Рим.8:15:
Как есть дух мудрости, посредством которого немудрые стали мудрыми и обнаружили то в учении; как есть и дух силы, посредством которого немощные воскрешали мертвых и изгоняли бесов; как есть также дух дара исцелений, дух пророчества, дух языков: так есть и дух усыновления. И как о духе пророчества знаем, что имеющий его предсказывает будущее и говорит то не от своего ума, но будучи движим благодатию: так то же должно сказать и о духе усыновления, что приявший его именует Бога Отцом, будучи движим к тому Духом.
Весьма подробно об этих дарах идет речь в 1Кор.12-14:
«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:8-10).
И еще:
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор.12:28).
Все эти дары были в первенствующей Церкви, при этом дар пророчества сохранился в ней и впоследствии, хотя стал гораздо более редким. Но даже в XX в. немало святых имели этот дар. Из них назову лишь двоих. Много ярких свидетельств о прп. Паисии Святогорце собрано в этой книге, а об архим. Павле (Груздеве) - здесь.
Таким образом, никак нельзя сказать, что Откр.19:10 говорит лично о Е. Уайт. Да и сама ее противоречивая личность препятствует такому толкованию - начиная от ее обильного плагиата и продолжая ее ложью, лжепророчествами, властолюбием, сребролюбием и разрешением себе того, что другим запрещено. Книгу Касперсена о Елене Уайт Вы, вероятно, читали. Недавно у нас была опубликована на эту тему и книга Уолтера Ри в переводе Дмитрия Белякова.
Объяснение из Толковой Библии под ред. А.П. Лопухина:
Свидетельство Иисуса есть Сам Иисус Христос, все то, чему Он учил и что Он совершил для спасения человеческого рода. Это свидетельство есть «дух пророчества», каковое выражение употреблено в смысле основания пророчества, того, что одушевляет пророчество и составляет его сущность: в свидетельстве Иисуса Христа, т.е. в Его учении и принесенном Им откровении, пророчестве, открыто и разъяснено, что только один Бог достоин поклонения и почитания.