5 Ответов
Во многих молитвословах есть фразы : “молитва иконе .…..’
Для того, чтобы издать молитвослов, нужны только деньги. Далеко не все издатели утруждаются получением грифа Издательского совета.
Во многих акафистах есть...
Акафисты, по большей части, это народный жанр. Богослужебная комиссия проверяет некоторые из них и выпускает одобренные тексты, то таких пока ещё не очень много.
Икона содержит изображение образа. Почитая образ мы поклоняемся первообразу.
Если канонически изображен Христос (образ Христа), то поклоняясь перед иконой, мы поклоняемся не краскам и холсту, но Иисусу Христу (Первообразу).
Отцы Трулльского собора отмечали в 100-м Правиле, что "телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу". Хорошая икона вносит доброе. А обояющие и растлевающие ум изображения ведут в погибель.
Догматически более корректно: поклоняемся (кому-то) перед иконой, молитва (кому-то) перед иконой.
Впрочем, не будет ошибкой и прямо говорить о поклонении иконе, помня при этом, что мы поклоняемся иконе ради изображенного на ней первообраза и через икону именно к нему вознося свои молитвы.
Вот определение Седьмого Вселенского Собора об иконопочитании:
Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего Креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности; потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.
Одно ли и то же «почитание» и «поклонение»? Св. Феодор Студит отвечает положительно:
«Власти и славе сродны и неотделимы честь и поклонение. Различием названия они отличаются; по достоинству же имеют равное значение». Иначе, «как может быть почитаемо то, чему вместе с тем не воздается поклонение? .. .Достойный чести достоин и поклонения, достойный благословения – достоин и славы. Итак, если ты (еретик) откажешь в поклонении изображению первообраза, то очевидно, откажешь и в чести, и в крепости, и в славе... Я, когда слышу слова священника: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение», понимаю, что честь и поклонение – одинакового порядка и одинакового значения. Равным образом, когда Божественный Василий говорит, что честь изображения переходит к первообразу, он вместе с тем молчаливо, согласно с Блаженным Афанасием, возвестил, что и поклонение изображению переходит к первообразу».
Что же касается слова «предстательство», то оно означает заступничество, покровительство. Так, в частности, мы молимся, обращаясь к Пресвятой Богородице: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное...».
Слова "поклонение" и "почитание" в отношении икон считаются допустимыми, святые отцы отделяли их от "служения" (λατρεία), которое возможно только по отношению к Богу. Почитайте подробнее об этом в статье Иконопочитание.
К тому же следует помнить, что в любом языке всегда существуют определённые условности и неточности, которые большинством принимаются и понимаются в правильном ключе, поскольку не всегда удобно полностью расшифровывать фразу. Например, о деяниях правителей и исторических личностей говорят, что они "построили, защитили, захватили" и т.д., но никто же не имеет в виду, что они это сделали непосредственно, своими руками.