4 Ответа
Это большой и сложный вопрос.
Если кратко, то в Троице одна воля, поэтому-то Отец, Сын и Святой Дух - это один Бог, а не три разных Бога. Ясно, что у вечного и нетленного Бога воля также является вечной и неизменяемой, бесстрастной. Если же во Христе воля одна и она богочеловеческая, то в Нем произошло изменение воли: изначально (до Воплощения) она была божественной, а потом стала богочеловеческой, вместе нетварной и тварной. Тем самым возникает вопрос: сохранилась ли тождественность Его воли с Отцом и Духом? Если да, то в Троице появилось изменение и тварное начало, что невозможно. Если нет, то у Христа воля стала другой и отличной от Отца и Духа, что тоже невозможно.
Кроме того, воля есть признак природы. Нет воли - нет и полноценной природы. Если у Христа нет человеческой воли, то и Его человеческая природа является лишь призраком. Иными словами, монофелитство является версией монофизитства. По этой причине монофизиты легко согласились на унию с "православными" монофелитами, видя в этом свою победу.
Самый яркий случай самостоятельного проявления человеческой воли - это гефсиманское моление. Будучи истинным человеком, Господь хочет жить, и в этом нет греха. Но подчиняет Свою человеческую волю божественной, и в этом Его подвиг.
Добавляя к сказанному выше, отметим, что если признать, что у Христа была только одна воля (как учили еретики монофелиты), что человеческая воля была поглощена в Нём Божественной (подобно тому как каплю уксуса поглощает безбрежное море), то пришлось бы также признать, что когда Он испытывал желание отдохнуть, вкусить пищи, утолить жажду, это желание Он испытывал именно по Божеской воле: как Бог, а не как Человек.
За этим нелепым выводом пришлось бы признать и другой, не менее нелепый: Отец и Сын и Святой Дух (как единый Бог, обладающий единой волей) время от времени испытывают желание отдохнуть, покушать и попить, и, следовательно (Господи, помилуй!), Бог-Троица - не всесовершенный, неизменяемый, ни от кого и ни от чего не зависимый Бог, а Бог зависимый, изменяемый, ограниченный, не всесовершенный.
Это вопрос богословской терминологии и логики. В итоге установилось, что природа (сущность) всегда имеет волю. Нет воли, значит, природа неполноценна, что неприемлемо в отношении Христа. Подобный вопрос.
И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк.22:41-44).
Из этого евангельского отрывка ярко видно, как человеческая воля Господа Иисуса Христа боролась с Его волей Божественной. А вот пример подчинения человеческой воли Господа Божественной:
Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. (Ин.6:38)
Приведённые слова Господа потеряли бы смысл, если бы предположить, что у Господа была только одна воля. А вот пример Божественной воли у Спасителя:
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Ин.14:12-15)
Это всё свидетельствует о двойственности природы Второго Лица Пресвятой Троицы, о соединении Божественного и человеческого существа, имеющих разную природу и разную волю, но слившиеся неслитно воедино. Тайна эта непостижима, как непостижим и Сам Бог. Только то, что Ему было угодно открыть нам грешным о Себе для нашего спасения.