Здравствуйте, сначала читаешь, что нужно считать себя хуже других, потом узнаешь из другого источника, что это ведет к ложному смирению. В другом месте читаешь, что нужно считать себя великим грешником. Но, если ты будешь себя считать хуже других или лучше - то это грех в итоге? Если ты считаешь, что хуже всех, например, играешь в футбол, хотя, число голов на твоем счету в разы больше, чем у остальных - это будет враньем?
Допустим, ты видишь, что ты лучше других в чем-то: внешность, материальные богатства, кол-во мышц, кол-во побед, и т.д. - Неужели считать себя лучше других будет грехом, хотя факты могут говорить о другом.
Будет ли грехом намеренно ухудшать свое положение: специально зарабатывать мало, не достигать высот, ухудшать свою внешность и т.д., чтобы не чувствовать тех самых чувств/эмоций превосходства, чтобы не думать, что ты лучше других, чтобы не согрешить? Но, если каждый будет так делать, то мир будет развиваться, становиться лучше? Как же тогда наслаждаться жизнью, если ты занят сражениемя с чувствами и эмоциями, мыслями и действиями, чтобы не посчитать себя лучше других?
Когда ты видишь, что лучше кого-то в чем-то возникает какое-то ощущение в районе сердца, нельзя сказать что это, ибо не понимаешь - это гордыня или радость за то, чего достиг/что имеешь, или это еще что-то? В итоге пытаешься заглушить его, говоря, что кто-то был, есть, или будет лучше тебя, так что не считай, что ты такой-то
Неужели нужно забыть собственное я, стереть понимание о себе, словно тебя не существует и начать думать только о других?
Еще и нет понимания как ощущается, когда ты гордишься, у тебя гордыня, ты считаешь себя лучше других, и т.д.
Если чувства и эмоции ведут тебя к согрешению, тогда, зачем нам они вообще? Какой в них смысл, если приходится сражаться, а не наслаждаться? Как уничтожить многие эмоции тогда?
2 Ответа
Владимир, здравствуйте! Видеть свои реальные достоинства — это не грех, а элементарная адекватность. Грех начинается не там, где вы признаёте факт («я забил 10 голов, а Петя ни одного»), а там, где Вы на этом основании выносите приговор о ценности личности («я — звезда, а они — ничтожества»).
Смирение — это и есть предельная честность (правда), а не попытка убедить себя в том, чего нет. Если Вы мастер спорта, говорить себе «я не умею играть» — это ложь, а ложь не может быть добродетелью. Истинное смирение звучит иначе: «Да, я сделал это круто, но талант, здоровье и удачное стечение обстоятельств для этого — дар свыше». Это понимание своего места в мироздании, а не отрицание реальности.
Намеренно быть бедным, неуспешным или неухоженным, чтобы «не возгордиться», — тупиковый путь для мирянина. Вспомните евангельскую притчу о талантах: дары даются для того, чтобы их приумножать, а не закапывать в землю из страха. Развитие — это естественное состояние живого.
Что касается совета «почитать других высшими себя» (Флп. 2:3), здесь часто возникает путаница. Это не значит считать, что вы хуже играете в футбол, если счёт на табло говорит об обратном. Это значит допускать, что в других, невидимых для Вас сферах (терпение, доброта, чистота сердца, тайная милостыня), любой человек может стоять гораздо ближе к Богу, чем Вы. Мы видим только фасад, а глубину знает лишь Творец.
Как быть с чувствами? Уничтожать эмоции нельзя и не нужно — это «топливо» нашей души. Вопрос лишь в векторе. Когда сердце «ёкает» от успеха — не давите эту волну радости. Тут же, «не отходя от кассы», превращайте её в молитву благодарности. Гордыня — это замкнутость на себе («какой я молодец»), а благодарность — это открытость Небу («Слава Тебе, Господи, что у меня получилось!»).
Так Вы перестанете сражаться с собственной природой и начнете возвращать радость победы Туда, откуда пришла сила для этой победы.
Ваше рассуждение показывает, что понятие о гордости, тщеславии и смирении у Вас глубоко неправильные. В том то и дело, что правильно воспринятое христианство не ведет человека к абсурду и неврозу, а наоборот, дает ему внутреннюю свободу и полноту жизни.
Во-первых, библейский принцип гласит, что нужно других считать выше себя (Фил.2:3), а не себя хуже других. Смиренный человек сопоставляет не свои недостатки с недостатками других и не свои достоинства с достоинствами других, а собственные недостатки с дарами Бога в других людях.
Во-вторых, это вовсе не означает, что нужно лгать себе самому или отрицать в себе положительные качества и достижения. Речь идет лишь о том, чтобы делать правильные выводы: 1) наличие какого-то достижения или качества не дает мне права презирать других людей, считать их хуже себя; 2) нужно благодарить Бога за все, что у тебя есть. Есть хорошее рассуждение у К. Льюиса, как раз по Вашему вопросу. В Письмах Баламута старый бес говорит молодому:
Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг (то есть Бог - примечание мое) хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют, в конце концов, именно для этого: пока они не служат этой цели, от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой. Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особое (а именно плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное — чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины — считать себя дураком. А поскольку то, во что они старались верить, — явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь невозможного.
Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду. Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель — в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего.
Как видите, Ваше рассуждение как раз ведет в бесовскую ловушку, подумайте об этом.
Спасибо