6 Ответов
Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ. — Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито— сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Взято из Интернета
Я думаю, можно определить болтовню как бесцельный разговор. Когда начинается разговор ради разговора, тогда это пустая болтовня. Она может усугубляться всякой бранью и пошлостью.
Спасибо
Здравствуйте!
По-моему, легче научиться не сразу все 100% слов точно различать, на сколько они полезные, а начать с малого: отсечь только часть слов, которые точно пустые, греховные. Сначала одну часть, потом другую и т.д. И не просто понимать, что эти слова нельзя говорить, а главное избавиться от самого желания сказать плохое.
Например, Святые Отцы часто говорили про вред разговоров в том смысле, что в первую очередь они легко переходят в осуждение, даже у монахов. Вот можно было бы с этого начать. Если пока сложно понять, где осуждение, можно было бы, например, решить для себя, что я не буду вообще говорить о чужих грехах. Только о добродетелях.
Или вот другое наставление старца:
298. Брат пришел к одному старцу и говорит ему: авва! Скажи мне слово, как спастись? Старец сказал ему: если придешь к кому-либо, не начинай говорить прежде, нежели он спросит тебя. Брат, придя в умиление от сего слова, положил старцу метание и сказал: поистине много читал я книг, но нигде не находил такого наставления. И, получив большую пользу, удалился.
Так можно отсечь другую часть ненужных слов.
Приучить себя к этому займет несколько лет. И про нарушения этого, про ведение этой борьбы говорить на Исповеди. Тогда процесс этого самообучения пойдет быстрее.
Спасибо
Если Ваше слово не несёт цели назидания в вере или практической необходимости, лучше его удержать при себе. Можно просто научиться заранее спрашивать себя: а будет ли духовная польза оттого, что я это скажу?
Спасибо!
Как отличить пустые слова от нужных?
Ваш вопрос задан некорректно, поэтому ответ на него может быть каким угодно. "Нужные слова" - это относительное понятие. Нужные для чего? Нужные кому? В каждом отдельном случае на эти вопросы будут разные ответы. Ответы будут разными даже если рассматривать одну и ту же ситуацию с разных позиций и мнений. Также и "пустыми" слова могут быть для разных людей в разных обстоятельствах.
Отличить болтовню от полезного разговора не сложно. Если в этот момент Вы можете заняться делом, полезным для спасения, а это могут быть очень разные дела, но прожигаете это время на не приносящие доброго плода разговоры, то это пустая болтовня.
Спасибо!
Приветствую. Думаю, что надо человеку такому учиться контролировать свои мысли и, как следствие, свои слова. Таким образом, набирая опыт самоконтроля и самоанализа, человек будет меньше заниматься ненужной болтовней.
Спасибо, думаю, поможет, как и все остальные коментарии
Слава Господу и вам успехов.
Спасибо!