6 Ответов
Рекомендую посмотреть православное толкование этого эпизода: Толкование Лк.22:36.
Из известных толкователей никто не относил эти слова к войне и самозащите, они совсем про другое, это метафора.
Господь призвал апостолов к духовной брани и вместе к внешнему миротворчеству. Поэтому и меч этот духовный:
Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:14-17)
Приведу комментарий Б. И. Гладкова:
Заповедав раньше не противиться злу злом же, а побеждать его добром, – запретив в эту же ночь Апостолам защищать Его силой и предупредив их, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26:52), – Господь не мог дать им теперь новую заповедь, противоречащую всему учению Его. Поэтому слова – купи меч – надо принять как иносказание. Кротостью и мудростью вооружил Господь Апостолов, посылая их с проповедью к своим же евреям, к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10:6); они должны были нести евреям радостную весть о пришествии Желанного Избавителя, Мессии; и потому им не надо было брать с собой ни сумы с хлебом, ни запасной одежды, ни денег, ни обуви: все это они должны были найти у гостеприимных хозяев, которым они несут эту радостную весть. Теперь же не то; теперь им предстоит идти к язычникам, которые Мессии не ждут, которых нельзя порадовать вестью о пришествии Его; теперь им понадобится и сума с хлебом; и у кого ее нет, пусть продаст одежду свою (конечно, запасную) и купит ее, то есть суму с хлебом, как крайне необходимую в. путешествии по чужим странам; а главное, пусть, кроме мудрости и кротости, вооружится еще мужеством, стойкостью в перенесении всех гонений, таким мужеством, какое можно сравнить по силе и крепости с крепостью меча.
Что не о мече в буквальном смысле этого слова говорил теперь Господь, видно еще из того, что на заявление Апостолов о двух имеющихся у них мечах, Господь сказал: Довольно! Это слово вовсе не означает, что двух мечей достаточно будет Апостолам для самозащиты; это значит: Оставьте! Довольно об этом говорить, если вы не понимаете Меня.
Нет, эти слова Спасителя не говорят ни самообороне с оружием в руках, ни тем более, о войне. Чтобы это понять, Вам стоит прочитать этот стих из Евангелия как минимум в контексте всей главы. Итак,
"И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч" (Лк.22:35-36).
Здесь явно видно, что Господь говорит о том, что ученикам предстоят непростые времена и им придется надеяться и на свои силы, "ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу" (Лк.22:37). Христос сообщает им о своей скорой смерти на кресте и вместе с тем наставляет на новые подвиги проповеди. Проповедовали ли апостолы с мечом в руках? Отнюдь. Меч у них был духовный - слово.
Читаем дальше:
"Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно" (Лк.22:38).
Спаситель не говорит о двух ножах, которые названы тут мечами, как о том достаточном количестве, чтобы противостоять вооруженным воинам храма, пришедшим арестовать Его. "Довольно" - значит "хватит". Хватит говорить об этом и "выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его" (Лк.22:39).
Позже, когда приходят воины, чтобы взять под стражу Христа, Он возбраняет Петру, который буквально понял слова о мечах, драться с воинами, хотя тот успевает отсечь ножом ухо одному из воинов.
"Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его" (Лк.22:49-51).
Если бы Спаситель, говоря о мечах, действительно имел в виду необходимость самообороны, то разве бы стал останавливать драку, добровольно сдавшись воинам? Вряд ли. И обратите внимание, Он вновь использует слово "довольно" как определение "хватит".
Таким образом, приведенный Вами стих из Евангелия ни при каких обстоятельствах не может служить разрешением на самооборону с оружием в руках или призывом к войне. Ни Сам Спаситель, ни апостолы не поступали так, но явили миру совсем иное оружие - проповедь Слова. "Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам" (Лк.21:15), - говорит Господь.
Христос не говорит ни о войне, ни о самообороне в буквальном смысле. Для понимания этих слов необходимо, во-первых, обратить внимание на дальнейший контекст, где апостолы говорят, что у них есть два меча и Христос говорит «довольно», во-вторых, сопоставить их с высказыванием о «мече» в Мф. 10:34-35: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее».
Если бы «меч» понимался в буквальном смысле, то очевидно, что два меча – не только ничтожно мало для противостояния римским легионам, но и для того, чтобы отбиться от отряда, посланного священниками для ареста Христа. Значит, «меч» не нужно понимать буквально и реплика Господа в ответ на слова учеников о двух мечах – разочарование от того, что ученики не поняли Его слов.
В Евангелии от Матфея также слова о мече нужно понимать фигурально, иначе буквальный смысл выглядит абсурдным: Христос пришел не ради того, чтобы поссорить членов семьи.
Смысл же слов Христа о покупке «меча» один из двух: или апостолам нужно быть готовым к тому, что их скоро будут гнать и преследовать, или же предупреждение о необходимости подойти во всеоружии в духовной брани.
Это слова Господа Своим ученикам в конкретной ситуации.
Не каждое слово Христа является нравственной максимой, приложимой абсолютно ко всем случаям. Поэтому одним из самых важных правил при чтении Священного Писания является понимание контекста: где, кому, когда были сказаны те или иные слова.
В противном случае получается, что христиане без сомнений могут ходить по воде (Мф.14:28-29) или пить яд (Мк.16:18). Следовательно, к пониманию Библии надо подходить осторожно, сверяя свои мысли с толкованиями святых отцов.