Здравствуйте, в толковании Феофана Затворника на Мф.16.6-12 сказано:
«Но бывает и так, что, не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они[как я поняла,фарисеи] жертвуют, лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться».
Как понять слово отделаться? Можно ли провести аналогию с нами? Как правильно творить добродетель с любовью? И можно ли ее творить во оставление грехов (зачастую без особой любви)?
1 Ответ
Творить добро по-христиански значит делать это ради Бога, независимо от того, есть ли у нас настроение, нравится ли нам человек и будет ли нам за это какая-то земная выгода. Св. Феофан говорит о людях, которые занимаются лицемерной благотворительностью, они внешне благотворят, а на самом деле, им безразлична судьба людей, которым они помогают.
Как понять слово отделаться? Можно ли провести аналогию с нами?
Например, если мы помогаем человеку только для того, чтобы он отстал от нас, это не является истинно добрым поступком. Или если помогаем только для того, чтобы не показаться перед другими людьми немилосердными. В обоих случаях мотив любви отсутствует.
И можно ли ее творить во оставление грехов (зачастую без особой любви)?
Да, можно. Но не стоит путать добродетель любви и чувство любви. Чувств от нас Господь не требует, они иногда помогают нам, а иногда мешают. Главное, чтобы было благое намерение.
Любовь к Богу при благотворительности неразрывно связана с любовью к ближнему. Речь идёт не о чувствах к этому человеку, а о намерении помочь ему в его нужде, а не просто воспользоваться им.
Феодорит Кирский, блж. (†457) В толковании на Коринфянам13.3 *"И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы."* пишет:
«Многие же весьма многое делают ради славы человеческой; и отрекающемуся от имения естественно делать сие для уловления славы от людей, а также по причине Божия закона и по желанию Небесного Царствия, а не из попечения о нуждающихся и желания услужить им.»
То есть делать по желанию Царствия Небесного неправильно?
Просто не нужно одно противопоставлять другому. Если рассматривать нуждающегося только как средство для получения Царства Небесного, то это неправильно.
Ясно, спасибо
Спаси Бог!
«...они внешне благотворят, а на самом деле, им безразлична судьба людей, которым они помогают.» Они же вроде это делали для угоды Богу ( по крайней мере ,некоторые ) можно ли предположить,что им это будет в добродетель ,пусть без любви,но с любовью к Богу