Имеется ввиду учение об осознанности о котором говорят многие духовные учителя. Самый известный из них Экхарт Толле. Есть еще на русском ютьюбе Н. Кузьмич. В основном там говорится о том, что можно стать осознанным, то есть пребывать в состоянии осознанности, здесь и сейчас, тоже самое что просветление. Сам много лет назад попробовал это учение и очень сильно потом об этом пожалел. Священник к которому я подходил с вопросом по поводу этого учения, если не ошибаюсь (давно было), сказал, что это все об одном и том же. Соответственно (намного моложе тогда был) я поверил ему и стал практиковать это учение.
5 Ответов
Меня все время удивляет то, что христиане, игнорируя богатую традицию Церкви, ищут себе различных экзотических приключений. Вопрос: зачем, если путь святости открыт и истолкован в Св. Писании и церковной традиции? Что касается различных авторов, которые претендуют на то, чтобы открыть некие духовные пути своим последователям, то посмотрите на их мировоззрение. Исповедуют ли они Иисуса Христа Господом и Спасителем? Признают ли Церковь единственным достоверным источником откровения Бога в этом мире?
Если нет, то и не стоит им верить в остальном, что касается духовного развития. Основа уже гнилая.
Судя по книге Э.Толле, его мировозрение направлено на возвеличивание собственного эго через принятие только настоящего момента. Этот метод, по мнению автора, позволяет отсечь прошлое и будущее и смотреть на мир свысока, этим достигая отрешенность от суеты, которая есть причина депрессий и суицидальных проявлений.
Христианство, конечно, никак не может согласиться с этим подходом, так как метод уничтожает Любовь, отрицает Любовь, которая сопереживает миру, а не отворачивается от него.
Толле, судя по Википедии и его сайту, всецело принадлежит движению нью-эйдж - современной реплике древнего гностицизма. Он предлагает найти в себе нечто божественное, достигнув вожделенного знания, которое называет осознанностью. Как и у гностиков, это знание само по себе является у него спасительным. Что не мешает ему жить в блуде (с гражданской женой), отрицать Иисуса Христа как единственный живой путь к единственному Богу, игнорировать и нарушать заповеди Христовы. Поэтому мне кажется, что за давностью лет Вы что-то важное упустили в том ответе священника. Вполне возможно, что он не знал об Экхарте Толле (как не знал о нем и я до вчерашнего дня), но само учение, в котором нечто хорошее достигается без усердного обращения к Богу, без покаяния, без участия в таинствах, без деятельного исполнения заповедей,- такое учение никаким образом нельзя считать совместимым с христианством.
Наконец, кратко скажу, почему измышления Толле в принципе ошибочны. Каждого из нас когда-то не было, т.е. мы имеем начало. Что имеет начало, по логике вещей, должно иметь и конец, т.е. мы не имеет источника бытия в самих себе. Сколько бы бы люди ни расширяли свое сознание путем медитаций и других практик, никуда от этого не денешься. Но и отдельная душа тоже не является полным человеком, как мы это видим по себе сейчас. Достаточно перестать себя кормить некоторое время: как будет душа себя чувствовать? Даже если заболит один лишь зуб, куда пропадет наша безмятежность? Итак, душа зависит от тела, а тело от души (поскольку именно душа руководит телом). Целый же человек вполне зависим от своего Творца, поскольку получил жизнь извне.
Будучи совершенным, всемогущим, всеведущим и праведным, Творец должен быть наполнен и любовью к творению, иначе Он не был бы совершенным. По любви Он не может не открыть Себя творению, но не будет принуждать принять Его. По всеведению Он знает, как именно открыть Себя в доступной для нас полноте. По всемогуществу Он может устроить так, что желающие узнают Его и придут к Нему. Наконец, по Своей праведности Он чужд всякого греха и должен отвергнуть любого грешника.
Вы понимаете, что всего этого нет у Толле. Верить ему значит жить в мире иллюзий, и этот печальный опыт у Вас уже есть. Теперь Вы можете постараться исправить свои ошибки. Не упустите этой возможности.
Лучше всего то, каковы духовные учителя вне Православия, показывают они сами своими убеждениями:
«Бытие — это вечная, вездесущая Единая Жизнь, которая существует за пределами мириад своих форм, подверженных рождению и смерти. - Когда вы говорите «Бытие», вы имеете в виду Бога? Если да, то почему вы не употребляете слово Бог? - Слово «Бог» утратило всякое значение в результате неправильного употребления на протяжении тысячелетий. Я иногда использую его, но очень редко… Слово «Бог» стало ограниченным понятием… Ни слово «Бог», ни слово «Бытие», ни какое-либо другое слово не могут служить ни определением, ни объяснением невыразимой и не поддающейся описанию реальности, стоящей за этим словом… Слово «Бытие» ничего не объясняет — как и слово «Бог». Тем не менее, слово «Бытие» обладает преимуществом, поскольку является открытым понятием. Оно не сводит бесконечное незримое к конечному. Невозможно сформировать его ментальный образ. Никто не может претендовать на исключительное владение Бытием. Это сама ваша суть, доступная вам в любой момент в виде чувства собственного присутствия, осознавания себя как Я есть, предшествующего осознанию себя как «Я есть то» или «Я есть это». Таким образом только небольшой шаг отделяет слово «Бытие» от проживания Бытия».
«Новый Завет содержит как глубокую духовную истину, так и искажения. Это искажения двух типов. Одни явились результатом неверного понимания учения Иисуса, другие возникли оттого, что люди преследовали свои цели (и хотели, чтобы Иисус вписывался в их предвзятые представления, или хотели обратить в свою веру и т.п.). Когда-нибудь, если будет выходить ещё одна книга, я, может быть, напишу об этом более подробно. Но вы сами можете выяснить всё это для себя. В состоянии присутствия вам доступно ваше внутреннее знание, поэтому вы сами будете чувствовать, что истинно, а что было добавлено или искажено» (Э.Толле).
На его сайте сказано: «Толле взял суть духовной мудрости у таких великих учителей, как Иисус и Будда, и выразил её современным языком». А по сути, он просто олицетворение того искажения, о котором сам и сказал: «люди преследовали свои цели (и хотели, чтобы Иисус вписывался в их предвзятые представления, или хотели обратить в свою веру и т. п.)».
Учение Толле оккультно, основано, в первую очередь, на буддизме, а христианские мотивы там используются только там, где это удобно самому Толле. Это учение противоречит Православию.
Осознанность по Э.Толле совсем не равна тому, что понимают под осознанностью в Православии. Я думаю, священник, к которому Вы обращались, просто не знал об этом учении, и исходил из слова осознанность, осознанная жизнь. Или же было иное непонимание между вами. А на будущее советую остерегаться учений, где говорят о просветлении. В большинстве случаев это слово - маркер недопустимых для православных людей псевдовосточных оккультных учений, основанных на буддизме и пр.
Ересь это. Я взглянул в глаза Толле Экхарта и ужаснулся. Мне вспомнились слова Христа:
Мф.6:22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
Мф.6:23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Мф.6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. //*Богатству.
Истинный душевный мир и величайшую радость можно обрести лишь с Богом. А путь к Богу лежит через обретение Веры, молитву, покаяние.