3 Ответа
Отношение к софистике однозначно отрицательное. Софистика — это искусство словесных уловок, главная цель которого не найти истину, а победить в споре любой ценой. Для христианина же высшая Истина — это Сам Христос, Который сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Поэтому для нас поиск правды — это форма служения Богу. Софист же служит своему тщеславию.
Как объяснить это знакомому? Можно сказать, что честный диалог — это совместный путь к истине, а софистика — это словесный туман, в котором правда теряется.
Можно использовать простой образ. Софистика — это как красивая, но пластиковая еда. Выглядит аппетитно, но душу не питает, а лишь обманывает.
Священное Писание призывает нас к простоте и ясности: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37). Честность в словах — отражение честности сердца перед Богом.
Помоги Вам Господь в добрых беседах!
Речь должна идти не только об РПЦ, но и вообще о Православной Церкви. Древность всегда отличала риторику от софистики, понимая под последней не искусство убеждения, но мастерство недобросовестного спора, умение добиться своих целей ценой недобросовестной речи и словесных уловок. Вот как характеризовал софистов в начале III в. Климент Александрийский:
(22, 1) Многочисленна толпа людей этого рода. Одни из них, преданные удовольствиям, не желая ни во что верить, издеваются над спасительной истиной, достойной всякого уважения, называя ее варварской. (2) Другие же, превознося свое, всячески искажают слова нашего учения, отыскивая в нем спорные места, придираясь к словам, старательно изобретая различные уловки. Они «крикуны и ловкачи», как говорит Абдерит13.
(3) Гибок язык человека; речей для него изобильно
Всяких; поле для слов и сюда и туда беспредельно.
Что человеку измолвишь, то от него и услышишь 14.
(4) Несчастные эти софисты очень гордятся своим искусством. Они погрязли в деталях, всю свою жизнь занимаясь различными дистинкциями, изучением сочетания частей речи и плетением словес. Болтливее горлиц, (5) они, как мне кажется, услаждают слух только тем, кто и сам не прочь их слушать, треплются подобно бабам, в водовороте слов топя всякой смысл. Слишком велико их сходство со старыми башмаками. Все в них уже одряхлело и пропускает воду, только язык еще болтается, подобно старой подошве.
(23, 1) Афинянин Солон прекрасно их характеризует такими словами:
Треплете лишь языком, за речами следя мужа льстивого.
Шепчетесь между собой, как лисица болтая хвостом.
Если же вместе сошлись, ваши речи вдвойне пустозвоннее15.
Впоследствии, уже в византийскую эпоху, софистами стали называть юристов; отношение к ним церковных авторов было весьма уважительное, если те стояли за истину. Много софистов указаны в качестве адресатов писем святых отцов: свв. Василия Великого, Григория Нисского, Исидора Пелусиота и др.
Знакомому можно кратко сказать, что софистика невозможна без лжи, однако ложь решительно отвращает человека от Бога, а также прогневляет Всевышнего.