Благословите!
Я воцерковленная, муж нет. Супруг много работает, приезжает очень поздно ночью. Видимся утром. Очень хочется второго ребенка. Если соблюдать супружеский пост, то из-за такого образа жизни супруга получить второго ребенка будет очень сложно. Где найти эту золотую середину? Грех желать ребенка и нарушать ради этого супружеский пост? Очень корю себя из-за этого, за свое малодушие и появляется чувство, что я предаю Христа. Помогите советом.
4 Ответа
Анна, здравствуйте.
О каком супружеском посте идет речь? В какой период или день?
Анна, однодневных постов в неделю всего два, добавьте к этому субботу, чтобы в воскресенье пойти в храм на литургию. Остаётся 4 дня в неделю, а это в среднем 16 дней в месяц. Отнимем какой-нибудь двунадесятых праздник и получим ровно половину месяца. Отнимем «устал-голова болит-не охота», пусть это ещё 5 дней, ну максимум 10, учитывая график мужа. Остаётся самый минимум — 5 дней, т.е. раз в неделю вы спокойно можете заниматься тем, что в итоге приводит к зачатию. Среднестатистические семьи обычно так и живут, хотя конечно многое зависит от темперамента супругов. Имея эти самые 5 дней в месяц, можете воспользоваться помощью медицины и высчитать те самые дни, когда возможно зачатие с большой степенью вероятности. Если опять не получается, то это повод обратиться к врачу, возможно есть проблемы со здоровьем.
Благодарю, батюшка.
Попробую вместе с Вами поразмышлять. Во-первых, кроме Вашего желания иметь ребенка есть еще естественное желание Вашего супруга, который имеет на то законное право. Несвоевременное супружеское общение по требованию невоцерковленного супруга даже является обязанностью второй половины:
Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор.7:2-5)
Препятствуя необходимой подготовке к причастию, это сожительство, однако, ничуть не мешает Вашему воздержанию во всем остальном: не празднословить, не развлекаться фильмами и пустой перепиской, питаться воздержно и во славу Божию, ум занимать молитвами и вещами божественными.
С другой стороны, дети появляются не от частого супружеского общения, а по воле Божией. Бывает, иные супруги сожительствуют годами и не имеют детей, а другие бывают вместе весьма нечасто, но детей у них много. Надеюсь, Вы это понимаете. Кроме того, воспитать ребенка по-христиански - гораздо важнее и труднее, чем только лишь его родить. Послушание и любовь к Богу является залогом успеха в этом деле. А еще при воспитании важен личный пример родителей, в том числе тот их духовный и нравственный стержень, который ребенок не видит, но не может не чувствовать.
Итак, делаю вывод. Советую Вам, Анна, обсудить этот важный вопрос не в Интернете, а со своим духовником.
Благодарю, батюшка.
Здравствуйте! Давайте посмотрим что говорят церковные каноны по вашему вопросу. 13 канонический ответ Тимофея Александрийского посвящен этому вопросу:
Вопрос 13. На сочетающихся браком в какие дни недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие дни иметь им право на это?
Ответ
То, что сказано мной прежде, говорю и теперь. Апостол повелевает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (см. 1Кор.7:5). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти дни приносится Господу духовная жертва.
Как можно видеть, никаких обязательных ограничений на супружескую близость в среду и пятницу не существует в канонах. Епископ Тимофей напоминает, что это личное дело супругов и указывает лишь на обязательное воздержание в те дни, когда совершается духовная жертва, то есть Божественная литургия, за которой кто-то из супругов причащается. Все остальные ограничения могут иметь место исключительно по добровольному и взаимному согласию супругов, о чем говорится в Св. Писании, и оснований терзать себя, на самом деле нет.
Что касается зачатия ребенка, то женщина фертильна всего несколько дней за один цикл (непосредственно до и после овуляции), поэтому тут нужно не угадывать с днем, а изучить свой цикл и запланировать с мужем соответствующее время близости. В неподходящие дни зачатия просто не произойдет с высокой долей вероятности, сколько ни старайся.
См. также о супружеском посте
Благодарю!
Супружеские посты в смысле интимной жизни соблюдаются только по взаимному соглашению. В ином случае супруг должен вступать в половые отношения (разумеется, в естественной форме) со своим супругом по его/ее желанию, в том числе и в постные дни, и это не является грехом. Напротив, это можно рассматривать в качестве благочестивого дела, направленного на поддержание мира в семье.
С уважением,
Однодневные посты среда и пятница. Приезжает по разному — может пораньше накануне постного дня, а может и ночью накануне непостного. Совпадений не бывает, поэтому я уже воспринимаю это как Божью волю.