4 Ответа
Елена, это очень сложный и объёмный вопрос. Он из разряда «как ненавидя грех любить грешника». Легко на словах, тяжело на деле. Кроме того, есть такое понятие как «созависимость». Важно также как часто это происходит, и какой муж вне запоя. И какие позитивные ресурсы есть в семье. И какие отношения. В общем, сложно давать совет лично не зная семьи и не обладая необходимыми знаниями в области созависимых отношений. Очень легко здесь наломать дров. Поэтому, могу Вам только посочувствовать и посоветовать лично обратиться к специалисту, в идеале священнику с опытом и знаниями семейной проблематики и алкоголизма.
Вопрос о сохранении любви в семье, где один из супругов алкоголик, нельзя рассматривать в отрыве от общего уклада семейной жизни.
Важно, что Вы делаете для преодоления своей созависимости – то есть подстраивания своей жизни под алкоголика. Тут и подталкивание его к осознанию своей болезни, и готовность поддерживать мужа в его падениях, но при этом не потакать его слабости, быть твердой в обращении с ним.
И нельзя забывать о молитве за супруга, причем не только как за одержимого страстью, но и как за болящего, ведь алкоголизм – это страсть, перерастающая в болезнь.
Любовь является важной стороной именно такого – живого взаимодействия с ближним.
Но одним ключевых условий сохранения любви является отношение мужа к своему алкоголизму – старается ли он его преодолеть, готов ли к усилиям для сохранения семьи.
Преодоление алкоголизма возможно только при желании самого зависимого.
Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви”, алкоголизм – один из поводов для развода. Однако это крайняя мера, когда человек сам не хочет бороться с алкоголизмом и тем самым планомерно разрушает семью.
Главная наша сила - в Боге, к Нему мы обращаемся за поддержкой: призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс.49:15). Любовь к павшему пусть выражается в жалости и поддержке: носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2).
Если же его страсть подвергает опасности здоровье членов вашей семьи, то добродетель любви не противоречит возможности развода с этим человеком.
Эта ситуация подобна многим другим, в которых мы не можем не только возлюбить, но даже простить человека, который причиняет нам боль и страдания, равнодушен к нашим желаниям и потребностям, проявляет неуважение или презрение, унижает или оскорбляет нас. Или не нас - а кого-то еще, кто кажется нам ущемленным и беззащитным.
Непрощение и нелюбовь в этой ситуации имеют своей причиной внутреннее осуждение. Мы считаем и верим, что человек мог бы поступить иначе: не оскорблять нас, не обижать, относиться по-другому... Или вот, например, не пить. Или по-другому относиться к своему недугу, к нашим страданиям по этому поводу и т.д. Т.е. считаем и верим, что он МОГ БЫ.
А простить и возлюбить у нас получится в том случае, если мы поверим, признаем, убедим себя в том, что он НЕ МОЖЕТ.
Представьте парализованного человека. Пока все верят, что он действительно болеет и не может ходить, - его обслуживают, жалеют и никто на него не обижается. А если выяснится (или покажется, почудится), что он притворяется? Что на самом деле может? Сразу поменяется к нему отношение.
В православной аскетике это называется оправданием грешника. Когда мы признаем, что есть причины, немощи, страсти, искушения, какие-то обстоятельства, - которые оправдывают такое поведение человека. То есть такие, которые он не смог преодолеть, пересилить, справиться.
На практике это может быть не совсем так. Но такой подход помогает простить и возлюбить.
Такое оправдание не означает равнодушия. Оно не означает одобрения. Не подразумевает бездействия и безнаказанности. Оно лишь внутренне признает грешника побежденным страстью, не справившимся с искушением, не смогшим быть лучше. И жалеет его.
Для того, чтобы научиться оправдывать грешника, нужно смирение. Нужно отказаться от своего осуждающего мнения, взгляда на этого человека. И принять взгляд, отношение оправдывающее.
В семейной жизни бывают ситуации, когда категорически нельзя потакать страсти, способствовать ей, бездействовать, замалчивать, оставлять без последствий. Но чтобы все наши действия были пропитаны любовью и состраданием, - необходимо оправдать, простить и возлюбить. И уже в таком состоянии действовать, реагировать, наказывать, уходить. В этом случае мы грешника любим, жалеем, хотим сделать все, для его счастья, - но оставить его поведение без адекватной реакции не можем. Ибо это ему не поможет, а навредит.
Да хранит Вас Господь!