4 Ответа
Да, отличается.
Тут лингвистическая загвоздка, связанная с бедностью славянского языка. У нас на всё - слово "любовь". А в греческом языке широкая линейка смыслов:
Любовь, о которой в основном говорит Библия, это жертвенная любовь, греческое слово - агапэ, ἀγάπη
А семейная любовь это слово сторгэ, στοργή
Ещё есть плотская любовь - эрос, eρως (по имени древнегреческого божества)
И дружественная любовь, привязанность - филия, φιλία
Мне трудно понять Вашу мысль. Разве Вы сами не чувствуете разницы между своими родителями и друзьями? Если замужем, то также между мужем и детьми? Все это любовь, и всякий раз она разная. Еще больше отличий между любовью к человеку и любовью к Богу.
Что касается выбора мужа, то Вы правильно на первое место поставили исполнение будущим супругом заповедей о любви к Богу и ближнему. Человеческие эмоции и симпатии в этом важном деле должны быть на втором месте. Нередко бывает, что люди женятся по страсти, но потом она быстро остывает, и супруги начинают даже ненавидеть друг друга.
Что касается тайны супружеской любви, я процитирую Вам для размышления апостольский текст, который читается при совершении таинства венчания:
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф.5:22-33)
Ольга, добро от зла отличается не только по внешнему виду, но также, а может и в первую очередь, по мотиву. Можно помочь человеку, даже пожертвовав чем-то своим, т.к. имеешь к нему блудное влечение, влюбленность, а можно, т.к. видишь в нем образ Божий, поступаешь по заповеди Бога о любви к людям и ставишь свои интересы ниже интересов других. Это 2 разных мотива.
Если человек достиг этого второго мотива в большой степени, то для него все люди будут равны или близко к этому. Это истинная, духовная любовь, бесстрастие. А оно вытесняет все страсти, в т.ч. блудную. Тогда человек не будет различать мужчин и женщин.
Если человек уже достиг этого состояния без брака, то жениться бессмысленно, т.к. цель брака - достижение (через много десятилетий) именно такой любви. Разве что ради рождения детей. Но я не припомню, чтобы в Житиях Святых кто-н, достигший бесстрастия, потом женился ради рождения детей. Есть много других семей, и детей достаточно. А бесстрастных единицы.
Люди выбирают, на ком жениться, т.к. они если и достигли любви к ближнему, то в очень маленькой степени, и могут не выдержать постоянно идти на жертву ради чужого человека. Если супруги имеют что-то общее, подходят друг другу, им будет удобнее жить вместе, чтобы не развестись. Человек же достигший любви, в т.ч. в степени любви к врагам, может жить и с врагом. В этом смысле, как Вы и пишете, тому, кто достиг степени истинной духовной любви даже к врагам, будет все равно, с кем жить.
Здравствуйте! Если вы говорите о супружеской любви как о добродетели, то она действительно уникальна. Апостол Павел писал:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.
То есть христианин мужчина выбирает одну женщину с тем, чтобы любить ее до готовности самопожертвования. Не к каждому ближнему есть такие обязательства. Как и не каждому ближнему мы обязаны хранить пожизненно уважение, верность, делить совместно горести и радости, и нести непосредственную ответственность за эти отношения.
Есть также телесный аспект этой любви, который уникален. Только муж и жена могут выражать и углублять свою любовь посредством интимной связи. Что касается любви в значении влюбленности, влечения, привязанности, то поскольку эти чувства не зависят от нашей воли, то и не подлежат нравственной оценке сами по себе. Невозможно в форме заповеди приказать испытывать любовные чувства к человеку, возможно только заповедовать делать дела любви. Поэтому чувства здесь имеют вспомогательное значение, они делают супружескую любовь более полной и красивой, но сами по себе, действительно не являются ни строгим условием начала брака, ни его продолжения. При этом я не согласен с теми, кто написал выше, что христианская супружеская любовь - это тоже самое, что и любить по христиански любого человека, только не имея к нему личной привязанности. Я считаю, что это ошибочное противопоставление чувств и добродетели. Одно дополняет другое, не стоит это противопоставлять во имя какого-то мнимого "бесстрастия". Мы как христиане не обязаны одинаково любить всех людей, совершенно нормально, что кто-то нам ближе и роднее, ради кого мы готовы делать больше, чем для других. Процитирую известного богослова протоиерея Николая Стеллецкого:
Не питать предпочтительной любви к кому бы то ни было значит ни к кому не иметь никакой любви. Кто говорит, что он безразлично одинаково относится ко всем людям и не питает какого-нибудь преимущественного расположения ни к одному человеку, тот совершенно равнодушен к людям и вовсе не любит их. Ибо хотя люди имеют и одинаковую природу, но не все одинаково близки нам, не все производят одинаковое впечатление на нас
Ведь если не отличается, то получается всё равно, кого выбрать себе в супруги, главное чтобы заповеди соблюдал человек?
Теоретически да, здесь дело скорее в том, что научиться по христиански любить супруга проще, когда ты испытываешь к нему теплые чувства с самого начала, когда он тебе симпатичен (не путать со слепой страстью, которая по сути думает только о себе). Бог Сам упростил нам путь к настоящей любви, создав нас с влечением, привязанностью друг ко другу. Я не считаю правильным противопоставлять чувства и долг любви, одно с другим связано. Тот же, кто создал милосердие, Он же создал и влюбленность, и половое влечение, и дружбу. Но ничто из естественных видов любви не перейдет в посмертную жизнь, если не будет соединено с милосердием (христианской любовью).
Однако заповедь о супружеской любви дана всем супругам, и которые имеют теплые чувства друг к другу, и которые разлюбили друг друга. Первым гораздо проще ее исполнить, чем вторым. Но с помощью Божией можно всему этому научиться.
Рекомендую к прочтению
Пастырское послание «Семья – радость жизни»