Здравствуйте! У меня есть несколько вопросов по поводу воплощения Иисуса Христа.
1. С момента вознесения Иисуса Христа и в настоящее время Он пребывает в своем человеческом воскресшем теле или нет?
2. Если Христос - совершенный Бог и совершенный Человек, значит, у Него была человеческая душа? Но если душа бессмертна, что будет с ней после Страшного Суда? Или же эта душа навечно соединена с Богом Сыном?
3. Если Христос "обожил" природу человека, избавил ее от первородного греха (так или нет?), то почему мы по-прежнему ощущаем на себе "болезнь" греха от Адама и Евы?
Спасибо вам большое за ваш труд!
4 Ответа
Божественная и человеческая сущности соединены в Ипостаси Господа Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно (о том, что такое ипостась и сущность, см. подробнее здесь: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».). Это значит, что Он - Совершенный Бог и Совершенный Человек.
К вопросу № 1. Как Совершенный Человек Господь Иисус Христос, разумеется, обладает и человеческим телом, и человеческой душой. Когда мы говорим о Вознесении Спасителя, мы имеем в виду Его Вознесение по человеческому естеству (как Человека) - как Бог Он не ограничен условиями пространства, Он вездеущ. Таким образом, Господь пребывает "на Небесах" не только как Бог, но и как Человек (и Телом и Душой). Тело Христа - то самое Тело, кторое было пригвождено ко Кресту, лежало во Гробе, то самое, но уже "прославленное", в котором Он являлся апостолам после Своего Воскресения.
К вопросу № 2. После Страшного Суда Господь Иисус Христос не перестанет быть Совершенным Человеком (обладающим и Телом, и Душой). Попутно добавим, что на Страшном Суде Он предстанет не как судимый, а как Совершающий Суд.
К вопросу № 3. Тело, и Душа Спасителя обожены. Однако из того, что Он единосущен нам по человеческому естеству, не следует, что когда Он обожил заключенное в Его Ипостаси человеческое естество, обожились все обладатели этого естества, и что всякий ныне живущий человек обожен уже только потому, что он - человек (см. по этому поводу: Разъяснение отличия понятия "обожение человеческого естества" от понятия "обожение человеческих ипостасей" ).
Бог неизменяем по Божеской сущности. Боговоплощение следует понимать как восприятие в Ипостась Сына Божия человеческого естества (человеческой сущности). Божеская сущность при этом не претерпела ни малейших изменений.
Спасибо!
- Да, конечно, Христос как Человек всегда пребывает в воскресшем Теле
- Действительно, по человеческой природе Он имел и душу, которая неотделима от Него
- Для того чтобы благодать Божья могла обновить наше естество, нужно, чтобы мы были чадами Церкви и вошли в Неё через Крещение, а также участвовали в Таинствах
Спасибо большое!
Прп. Иоанн Дамаскин пишет:
После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу (см. Лк. 24, 43), но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения, [утверждая] что это плоть, пострадавшая и воскресшая; из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа. И восшествие от земли на небо и нисшествие обратно суть действия тела, которое описуемо, ибо Он так опять к нам приидет, говорит Писание, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1,11).
Спасибо!
Здравствуйте!
1. С момента вознесения Иисуса Христа и в настоящее время Он пребывает в своем человеческом воскресшем теле или нет?
Всем порядком Евангельского повествования, а так же тем, что Илия на глазах своего ученика Елисея однозначно указывается, что они вознеслись (а Христос еще и Воскрес) в своей плоти, не перейдя через процесс тления. Следовательно нет никаких причин предполагать, что в Царстве Небесном они как-то могут быть в других телах.
Получение обновленного тела обещана лишь умершим, тела которых оставлены здесь, в материальном мире. А души отлетели ко Господу.
- 2. Если Христос — совершенный Бог и совершенный Человек, значит, у Него была человеческая душа? Но если душа бессмертна, что будет с ней после Страшного Суда? Или же эта душа навечно соединена с Богом Сыном?
Слово "душа" является прямым аналогом слова "жизнь" и все, усвояемое этому понятию. То есть сознание, разум, память и пр. Она появляется вместе с телом. Поэтому и человеческая Природа Иисуса Христа появилась от Богородицы обычным путем деления клеток. "Возбудил" это деление Святой Дух. Имея начало в зачатии, душа не имеет конца независимо от любых событий и Страшного Суда. То есть ничего не меняется. На Страшном Суде определяется лишь участь души. В зависимости от ее дел. А душа-жизнь продолжиться.
ДушаХриста лишь животворит Его тело и имеет все свойства человеческого сознания. Но все решения принимаются Духом Божиим - так как Христос и есть Бог. Просто у Бога Отца нет тела, поэтому отсутствует человеческая душа. А Святой Дух - чисто духовная субстанция - Третье Лицо Бога. И они Едины.
По этой причине и у Христа не будет Страшного Суда, потому что Он, как Бог, будет сам судить.
3. Если Христос “обожил” природу человека, избавил ее от первородного греха (так или нет?), то почему мы по-прежнему ощущаем на себе “болезнь” греха от Адама и Евы?
Человек любой после Адама и Евы несет в себе первородный грех. Это в простом виде - склонность ко греху. Освобождает человека от первородного греха Таинство Крещения. И человек не ощущает в себе его. Собственно, с этим Вашим ощущением надо разобраться лучше, так как оно в принципе, пожалуй, ощутимо только святыми, как гнет желания согрешить противный пребыванию в Благодати. Что ощущаете Вы не совсем понятно.
А вот при освобождении от первородного греха у нас остается привычка ко греху. Ее мы и изживаем покаянием, пребыванием в Духе, как Благодатной помощи Божией. Согрешив же вновь, по слабости телесной, можем получать прощение в Таинстве Исповеди по закону Искупления Спасителем наших грехов на Кресте.
Помощи Божией!
Спасибо! Очень трудно мне пока «усвоить», что Бог навсегда будет в человеческом теле… И как это соотнести с неизменяемостью Бога. Ведь до воплощения у Бога не было тела… Понимаю, что не только нераздельно, но и неслитно, но осознать, как может Бог всегда быть таким — не получается.