Написано: "Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную". Я постарался следовать данному совету и во всём винить себя, ненавидеть, презирать, унижаться и в других проявлениях выражать искреннюю ненависть к себе, однако я столкнулся с проблемами психологического характера: я стал отрицать базовые факты о самом себе. Во мне есть некоторые положительные качества, но из самоненависти я настолько принижаю их, что это становится откровенной ложью, однако, если я стану их признавать, то это можно будет счесть за самолюбие. Отсюда получается тупиковая ситуация, где я либо лгу о себе и несу бред, либо говорю вещи, которые можно расценить за несоответствие написанному в Евангелие. Как правильно ненавидеть свою душу и какие вещи признавать в себе за хорошие, чтобы это не становилось грехом? Заранее благодарю за ответ, я нуждаюсь в совете.
4 Ответа
Даниил, читайте Евангелие с толкованием
Святитель Игнатий Брянчанинов, толкуя эти строки пишет, поясняя довольно просто:
Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие.
Святые отцы дают очень простой совет: считать всё плохое в нас своим и обвинять себя в этом, а всё хорошее - даром Бога и благодарить Его за это. На самом деле это так и есть. Всё доброе и хорошее вокруг нас - от Бога, это непреложная истина. И душа наша сотворена доброй и хорошей. Вот только наши собственные дела привели к потемнению её.
Ещё надо определиться с Богом заповеданной евангельской ненавистью к себе. Она не является эмоционально-отрицательной и разрушительной, как ненависть к врагу. Это добродетель, противоположная самолюбию, т.е. эгоизму. Это готовность пожертвовать собой, своими удобствами ради любви к Богу и ближним. В основе её лежит самопожертвование, самоотречение. Начинается же она с покаяния, видения своих грехов, самоукорения.
Самоукорение тоже должно быть правильным. Это не площадная ругань самого себя. Это постоянное воздевание ума к Богу с просьбой о прощении грехов. При этом грехом считается не только сделанный делом, но и в самих помыслах: в чувствах, желаниях, мыслях. Если внимательно понаблюдаете за ними, то Вам не будет нужды измышлять себе несуществующие грехи. Вы увидите реальный грех, живущий в душе. Потом на исповеди будете каяться не только в том, что не уступили место бабушке в автобусе, но и что лукавили и делали вид, что не замечаете её, а в душе даже бранили её: "откуда она взялась!" Это образно, притча.
Даниил, перед тем как применять конкретные библейские стихи, неплохо было бы читать толкования. Чтобы не получилось такое извращение, которое произошло у Вас в голове. Вот что пишет св. Феофилакт Болгарский:
Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы. Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, - погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную. Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал: кто ненавидит. Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами: так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью. Словами: кто ненавидит душу свою «в мире сем» - показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением: «в мире сем». Я, говорит, не всегда повелеваю ненавидеть душу; но «в этом мире» неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе «творить неподобное» (Рим. 1, 28). Прибавляет и пользу: «сохранит ее в жизнь вечную»; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной.
Видите как все встает сразу на свои места.
Во мне есть некоторые положительные качества, но из самоненависти я настолько принижаю их, что это становится откровенной ложью, однако, если я стану их признавать, то это можно будет счесть за самолюбие.
Добродетель никогда несовместима с ложью, это надо запомнить. Ответ на Ваш вопрос есть в статье о смирении. Важно не только правильно ненавидеть душу свою в мире сем, но и правильно любить ее. Ведь в Св. Писании также сказано:
Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир.30:24-25).
Рекомендую также прочитать статью о христианском самоуважении
У Вас очень странное представление о ненависти к себе. Речь в процитированном тексте вовсе не о напрасных самообвинениях и игнорировании собственных положительных качествах. Не надо винить себя "во всем" и унижаться. Напротив, нужно обвинять себя за действительно недостойные поступки, слова и мысли, которые противоречат Евангелию в его святоотеческом видении. Просто Вы, видимо, еще не научились тщательно рассматривать собственные помыслы, поэтому у Вас возникает иллюзия, что Вы весьма хороши и в своих глазах, и в глазах Божиих. Однако в "Древнем патерике" говорится:
Брат сказал некоторому старцу: я не вижу никакой брани в моем сердце. Старец отвечает ему: ты – храмина четверодверная; желающий приходит и исходит чрез тебя, а ты не разумеешь. Если же ты имеешь дверь, и затворишь ее, и не дашь чрез нее пройти, т.е. лукавым помыслам, тогда ты увидишь их, извне стоящих и воюющих против тебя.
Итак, научитесь замечать собственные помыслы, и Ваше самообличение будет не только правильным, но еще и недостаточным. И без всякого лукавства.
В заключение приведу толкование прп. Макария Великого на процитированные Вами слова:
Господь говорит: всякий, кто не отвергнется себя самого и не возненавидит душу свою, не Мой ученик (Лук. 14, 26); и: «любяй душу свою погубит ю». Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов. Посему, кто исполняет хотения души своей, тот исполняет хотения сердца; потому что душа с ним связана и соединена. Поэтому, кто покоряет душу свою и гневается сам на себя и на пожелания, какие в нем есть, тот подобен покоряющему град врагов своих и сподобляется прийти в добрую меру духа, и Божественною силою восприемлет в себя чистого человека, и делается чем-то большим себя самого, потому что такой обожается уже и соделывается сыном Божиим, приемля в душу свою небесную печать.