Здравствуйте, у меня такая проблема: я ежедневно читаю по главе из Библии, иногда с толкованиями Святых Отцов, иногда с разъяснениями современных православных священников, но спустя буквально пару дней уже не могу вспомнить, о чём говорилось в той или иной главе (или даже целой книге). Подскажите, как можно решить эту проблему? Серьёзных проблем с памятью у меня не было, к тому же я весьма юн.
5 Ответов
Думаю, это необходимое следствие нашей падшей природы, запомнить всё прочитанное могут лишь уникумы.
Однако какой-то в след в душе непременно остаётся, вспоминается притча: в сосуд налили благовоние, потом вылили, но всё равно в сосуде остаётся приятный аромат. Так и Священное Писание имеет подчас неощутимое благотворное влияние на душу, даже если разум не вполне приобщился к нему. Через многократное чтение Слово Божие напишется даже если не в памяти, но во внутренности и на сердце (ср. Иер.31:33), и Дух Святой напомнит подходящие библейские слова в нужное время.
В качестве молитвы об укреплении Священного Писания в памяти можно порекомендовать почаще читать 118-й псалом, который весь посвящён хранению слова Божия: утверди стопы мои в слове Твоем! (Пс.118:133).
Это очень просто. Надо лишь: 1) целенаправленно стараться запоминать, 2) постоянно перечитывать тексты, 3) стараться исполнять написанное в них с помощью Божией и молитвой и 4) не ждать быстрого результата. Например, прп. Серафим Саровский в пустыньке за день прочитывал целое Евангелие, за четыре дня - все Четвероевангелие. Некоторые подвижники, как прп. Григорий Синаит или прп. Софроний Печерский, ежедневно вычитывали всю Псалтирь, и т.д.
Вот рассказ из «Лествицы»:
34. Господь, не хотя лишить меня молитвы одного преподобного отца в той же обители, за неделю до моего удаления из того святого места, взял его к себе. Это был чудный муж, по имени Мина, второй правитель после настоятеля, пятьдесят девять лет пребывавший в том общежитии и прошедший все послушания. В третий день по кончине его, когда мы совершали обычное молитвословие о упокоении сего преподобного, внезапно наполнилось благоуханием все то место, где лежал преподобный. Тогда великий отец повелел нам открыть раку, в которой положено было честное его тело; мы исполнили повеление и увидели все, что из честных стоп его, как два источника истекает благовонное миро. Тогда учитель оный сказал ко всем: «Видите ли, вот болезни ног и поты трудов его принесли Богу миро. И справедливо!». Отцы же того места, кроме многих других добродетелей25 сего преп. Мины, рассказывали и следующее. Однажды настоятель захотел искусить Богодарованное его терпение, и когда он пришел в игуменскую келлию и, положив вечерний поклон перед игуменом, по обыкновению, просил дать предание26: то игумен оставил его лежать таким образом на земле даже до времени утреннего правила, и тогда уже благословив его, а вместе с тем и укорив как человека, любящего выказываться и нетерпеливого, восставил его. Преподобный знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем. Ученик же преп. Мины, утверждая истину сего происшествия, сказывал: «Я прилежно допытывался у него, не напал ли на него сон, когда он был оставлен игуменом в таком положении? Преподобный отец открыл мне, что лежа на земле, он прочитал наизусть всю Псалтирь».
Поэтому в Церкви есть обычай ежедневного чтения Священного Писания: глава Евангелия, две главы Апостола, одна кафизма. Читайте, сколько можете, и со временем Вы начнете лучше чувствовать Писание. Тогда и толкования будут ложиться на подготовленную почву.
Например, в годы новоначалия я целиком прочел толкования блж. Феофилакта Болгарского на Новый Завет. Однако отсутствие необходимого жизненного опыта, незнание основ аскетики и богословских концепций святых отцов во многом сделало для меня это чтение бесплодным. Сейчас, перечитывая это толкование, я поражаюсь его глубине: блаженный отец в немногих словах говорит весьма многое.
На этом фоне толкования современных авторов в подавляющем большинстве случаев выглядят блекло и плоско, т.к. сводятся преимущественно к морализаторству или историко-филологическому пониманию текста. Даже если они говорят о богословии, их терминология и подходы нередко существенно отличаются от святоотеческого языка. И это понятно: уж очень различен у них и у отцов жизненный и личный духовный опыт. Для сравнения просто почитайте общенародные (!) гомилии свт. Григория Паламы и потом проповеди современных проповедников на те же воскресные евангелия или праздники.
Итак, читайте и перечитывайте книги Священного Писания, по возможности со святоотеческими толкованиями, обдумывая прочитанное в свободное время и стараясь исполнять написанное, и со временем Ваш ум настроится на их правильное понимание.
Плохое запоминание в данном случае может быть связано с высокой степенью значимости прочитанного – чрезмерная концентрация внимания и напряжение затрудняют запоминание информации. А может, тут есть иные причины, но в любом случае речь идет о закономерностях запоминания, общих для любой информации.
Способом преодоления трудностей такого рода являются различные приемы, основанные на психофизиологии памяти.
- Активно осмысливайте текст. Связывайте его с реальностью, проживайте эмоционально, ищите личную пользу в прочитанном, сопоставляйте прочитанное с имеющимися у вас знаниями. Делайте конспекты, пишите заметки, комментарии.
- Учитывайте закономерности забывания: пытайтесь повторить прочитанное в первый же час после чтения, а затем по два раза в день в течение двух недель вспоминайте прочитанное, пытаясь пересказать своими словами, упрощенно или подробно.
- Пользуйтесь тестами – причем не только для проверки своих знаний по известным вам темам, но и до чтения материала – это задает нужную мотивацию для познания и запоминания.
- Делайте перерывы вовремя, пока мозг не перегрузился, и переключайтесь на совсем иную деятельность, дающую возможность уложить информацию в голове, не смешивая ее с новыми порциями информации.
- Останавливайте чтение на середине размышления или истории – незавершенные сюжеты лучше запоминаются.
- Читайте с намерением запомнить, задав себе заранее вопросы, на которые вы должны будете ответить после прочтения.
Это основные принципы запоминания, более подробно тему можно изучить, ознакомившись с трудами специалистов по мнемонике.
Может быть проблема в том, что православным надо начинать знакомство с Библией с внимательного чтения Нового Завета. Ветхий Завет, кроме Псалтири, читается только для ознакомления. Когда уже достаточно глубокие знания заповедей Божиих, данных в Евангелии, тогда можно и более основательно изучить Ветхий Завет. Бог будет нас судить именно по заповедям Христовым, а не по правилам принесения в жертву горлиц и тельцов.
Помощи Божьей Вам.