Здравствуйте! Сложно точно описать вопрос, так что попробую описать на примере. Представим, что чтобы спастись, нужно по порядку сделать несколько вещей. Например так:
1.Покаятся
2.Победить грех 1
3.Победить грех 2
4.Научиться молиться
5.Делать добрые дела.
Какая должна быть поочерëдность духовного роста, чтобы всë было чëтко и по плану, а не вразнобой?
3 Ответа
На этот вопрос систематически отвечают две книги свт. Феофана Затворника: эта и эта. После их прочтения Вы не только узнаете последовательность действий, но и точнее поймете, что стоит за словами "покаяться" и "победить грех". Сейчас, скорее всего, мы с Вами их понимаем по-разному.
В словах свт. Феофана Затворника кратко описано все, что необходимо для спасения:
Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (смертных грехов - С.Ф.), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство.
Прп. Анастасий Синаит чуть более подробно перечисляет что именно нужно делать христианину:
Поскольку Господь говорит: "Иго Мое благо, и бремя мое легко" (Мф. 11:30), то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен, даже если он впадал в грехи известного царя Манассии.
Об условиях спасения кратко и понятно можно также узнать, прочитав катехизис. Другие книги обычно касаются различных аспектов этой темы с разными подробностями.
Увидев Ваш вопрос, вспомнил о прекрасной книге аввы Дорофея, она так и называется - Дом души. В ней говорится о "построении" дома добродетелей. Вот отрывки:
Сперва должно быть положено основание, то есть вера: без веры, как говорит апостол, угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), и потом на этом основании человек должен строить здание равномерно: случилось непослушание – он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата – должен положить один камень терпения; представился ли случай к воздержанию – должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, нужно класть в здание по одному камню и таким образом возводить его со всех сторон, вкладывая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости, и так далее. И при всём том нужно позаботиться о терпении и мужестве...
Строящий должен также на каждый камень класть известь, ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь – это смирение...
Дом должен иметь и так называемые связи, а именно рассуждение: оно укрепляет строение, соединяет камень с камнем и связывает стены, а вместе с тем придаёт дому и красоту. Кровля же – это любовь, которая есть верх добродетелей так же, как кровля – верх дома. Потом, после кровли, – перила вокруг неё. Что же значат перила вокруг кровли?
Подробнее можно почитать по ссылке.