Всегда в семье перед Причастием читали каноны Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю, а потом Последование ко Святому Причащению и все полные вечерние молитвы, хотя обычно читаем в сокращении, но я никогда не задумывался о правильности того, что нужно молится именно так. Когда начал слушать православные видео, читать литературу и просто бывать в других обществах, узнал, что другие делают по-другому, все по-разному. Хотелось бы узнать, как об этом сказано в установленных правилах. Я читал, искал, но точного варианта не нашёл, и где бы посмотреть установление не знаю.
4 Ответа
Миряне обычно причащаются с предварительным прочтением трех канонов (покаянного Иисусу Христу, молебного Божией Матери, Ангелу Хранителю) и последования ко св. причащению. Только без сокращений, конечно.
Для клириков нормой является чтение малого повечерия (когда оно положено) с канонами (не менее трех) и акафистом по дню, а также последования ко св. причащению. Иереи к этому могут добавить по желанию обширную молитву св. Амвросия Медиоланского. Предварительно надо отслужить или прослушать службы суточного круга (вечерню, полунощницу, утреню, часы). Об этом сказано в Следованной Псалтири и в некоторых изданиях Служебника.
Относительно подготовки к причащению в документе Об участии верных в Евхаристии сказано:
Неизменной частью молитвенной подготовки является «Последование ко святому причащению», состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.
Вообще, что касается домашней молитвы, надо понимать, что здесь нет и не может быть универсальных правил и какой-либо общей регламентации. Каждая семья или отдельный человек сам определяет объем и состав своего домашнего молитвенного правила (я говорю, например, о вечерних и утренних молитвах). Свт. Феофан Затворник писал:
Никогда не вяжите себя правилом, и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: «стоя на молитве, стой как на страшном суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: «отойди или прииди!» Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякой раз будет делом обдуманного свободного решения и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей? Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба.
Сокращение правила по обстоятельствам - дело опасное. Человек грешен и лукав, начнёт сам с собой так договариваться - и вообще упразднит молитву. Бытовые дела никогда не переведутся, Господь не говорил: "сначала сделай всё по хозяйству, а потом уже молись", а наоборот, "Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозем, едино же есть на потребу" (Лк 10:41-42) и "остави мертвыя погребсти свои мертвецы" (Лк 9:60). Настроение может меняться, упадок сил или нехватка времени - факторы корректируемые, и уж конечно, Начальнику жизни и Творцу времени ничего не стоит выдать человеку требуемый ресурс, если человек подтвердит делом, что будет тратить его угодным Богу образом. А прикладные советы святых отцов нужно рассматривать очень внимательно: кому говорилось, в каких условиях...