В Евангелии Господь, обращаясь к Петру, говорит:
Ты Петр, и на камне сем Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её.
Слышал, что католики, опираясь на это место, и считая папу преемникам Петра, отдают ему первенство перед всеми христианскими иерархами. А какие основания у нас считать это ошибкой? Как отцы обосновывали отношения этих слов ко всем апостолам?
3 Ответа
У нас представлено великое множество книг о католичестве вообще и о папстве в частности. Вот список основных книг, не считая учебников. Весьма подробный ответ можно почитать, например, здесь. Очень советую с ним ознакомиться.
Если совсем кратко, то наша вера основана не на произвольном толковании одной-двух цитат из Библии, а на непрерывном апостольском Предании, которое сохраняется и руководится Святым Духом. Так вот, никто из церковных учителей первых веков не понимал это место так, как нынешние католики. Обычно речь шла не лично о Петре, а о его исповедании, которое и ублажается.
Св. Кирилл Александрийский в четвертой книге о св. Троице говорит: «я думаю, что под камнем мы должны разуметь непоколебимую веру апостолов». Св. Иларий, епископ Пуатьесский учит: «камень есть благословенный и единственный камень веры, исповеданной устами св. Петра»; и в другом месте: «на сём камне исповедания веры основана Церковь». Св. Иоанн Златоустый в пятьдесят третьей беседе на евангелиста Матфея говорит: «на сём камне Я создам Церковь Мою, то есть на вере исповедания. А в чём состоит исповедание апостола? Вот оно: Ты Христос, Сын Бога живого». Приведем еще толкование Блаженного Августина, который во втором трактате на первое послание Иоанна пишет: «Что означают слова: созижду Церковь Мою на сём камне? Они означают: на сей вере, – на словах: Ты Христос, Сын Бога живого».
В лице самого Петра даны обетования всем апостолам. Например, здесь сказано, что Господь даст Петру ключи (сказано в будущем):
и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах (Мф.16:19).
Но когда дает по воскресении, то дает сразу им всем:
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:21-23).
Сами апостолы не воспринимали ап. Петра как основание Церкви, потому что основанием Церкви является Господь Иисус Христос. Наоборот, ап. Павел вступил с ним в спор (Гал. 2), а на Апостольском соборе решающее слово было не за ап. Петром, но за иерусалимским епископом - ап. Иаковом, братом Господним (Деян. 15).
Наконец, даже если бы католики были и правы (хотя это не так), то личные обетования Петра должны с ним лично и перейти в вечность. Нигде не сказано, что Господь дал ему право передавать эти прерогативы кому бы то ни было. Тем более ап. Петр основал не только римскую кафедру, но и несколько других.
Разномыслие в понимании роли ап. Петра, его статуса, появилось задолго до событий 1054 года. В Римской Церкви довольно рано этот отрывок стал пониматься так, как его понимают римо-католики. В частности, свт. Лев Великий, папа римский, говорил много о том, что
Из всего мира избирается только один Петр, которому предстоит призвание всех народов, ставится во главе всех апостолов и отцов Церкви, так что он властвует всеми священниками и пастырями душ (Sermo IV, 2).
Собственно, эту же линию продолжали все последующие папы римские, в том числе, говоря об этом в посланиях Вселенским соборам.
На Востоке (и у некоторых западных отцов) было другое толкование, которое, например, мы находим у свт. Иоанна Златоуста:
Когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Христос, чтобы показать, что Он так же есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, т. е. одной сущности с родившим, присовокупил: и Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени - т. е. на вероисповедании - созижду Церковь мою (ст. 18).
Внимательное и непредвзятое исследование истории показывает, что оба толкования существовали у отцов Церкви, хотя исключительность Петра было свойственно подчеркивать римским епископам, которые развивали идею особенной роли римской кафедры во Вселенской Церкви. Качественно рассказать в двух словах о том, как возникло римское толкование, почему на Востоке оно не принималось, и какие доводы приводились с той и другой стороны, не получится. Нужно читать историческую и богословскую литературу, причем серьезные труды, а не полемические брошюры.
Действительно ли Спаситель основал Свою Церковь на одном только апостоле Петре? Как историческое развитие Церкви это показало? Либо всё-таки на его исповедании Иисуса Сыном Божьим, на этом камне веры?
История показала, что не один апостол Пётр был распространителем христианской веры и главой Церкви. Но везде Церковь основывалась на утверждении, что Иисус - Сын Божий. Правы были восточные отцы.
Святые тоже могут ошибаться, как и все люди, один Господь безгрешен. Последующие события показали ошибочность и опасность утверждений свт. Льва Великого. Ни в апостольской Церкви, ни во времена свт. Иоанна Златоустого, ни в последующие века, вплоть до 11 века, не было первенства римского епископа, как главы всей христианской Церкви. Об этом свидетельствуют исторические факты. Это нововведение католической церкви.