Здравствуйте! Меня мучает вопрос. Христианство как религия достаточно молодая. И до рождения Христа, до распространения нашей веры люди поклонялись другим богам. И люди были разные, вели разную жизнь. Кто-то, не зная заповедей Христовых, вел праведную жизнь, кто-то - нет. Люди поклонялись богам их предков, имели веру их родителей и прародителей, соблюдали эти традиции. Кто были эти древние боги? Они все бесы? Можно ли считать этих людей грешниками, если они при распространении Христианства, не спешили перенимать новую для них веру, не хотели отринуть в одночасье веру их народа? Ведь миссионеры объясняли им, что верить в их богов неправильно. Эти мои вопросы - не попытка отринуть Христианство и оправдать другие религии. Это попытка разобраться.
4 Ответа
Христианство - не молодая религия. Оно есть продолжение ветхозаветной религии в единого истинного Бога, которая была у людей изначально. И лишь потом под влиянием человеческих измышлений и бесовского воздействия появились языческие верования.
Религия истинного Бога в дохристианские времена исповедовалась не только представителями еврейского народа, но и праведными людьми иных племен (примеры: Мелхиседек, Иов). После пришествия Христа эти люди были освобождены из ада, где пребывали, не подвергаясь мучениям. Язычники же, не проявившие желания избрать истинного Бога (иначе Он Сам пришел бы им на помощь и помог найти Себя), или сознательно отвергшие Его, навеки пребывают в аду.
Для того, чтобы отвергнуть ложные верования своего народа ради Истины, необходимо большое духовное мужество. Именно такие люди и спаслись. Те же, кто предпочел ложь Истине во имя традиции и т. д., отвергли Бога, и следовательно, сознательно избрали ад.
Праведен тот, кто по правде служит Богу и ближнему. Тот, кто отвергает Бога, праведным уже быть не может. Возможно, это кажется просто сухой теорией. Но лично я ни разу не встречал ни одного атеиста или нехристианина, которого можно было бы назвать действительно праведным человеком, даже по мирским понятиям. А христиан таких периодически встречаю, хотя и далеко не все мы такие, к сожалению.
С уважением,
Анна, христианство не возникло ниоткуда, тот же Бог действовал и в дохристианской истории, просвещая верных ему людей. Об этом весь Ветхий Завет.
О богах тех или иных народов, то, читаем в 95-м псалме:
Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил (Пс.95:5).
По церковнославянски:
Яко вси́ бо́зи язы́къ бѣ́сове: Госпо́дь же небеса́ сотвори́.
Что касается участи древних язычников, то оставим их милосердию Божию.
Господь всесилен и всем желает спасения. Если вера не дошла до наших предков, то значит Господь не нашел еще способных принять ее.
Однако, не все так категорично. До Крещения Руси на ней были православные христиане. Первые мученики, отец и сын. Были убиты язычниками за то, что отец отказался отдавать сына в жертву богам.
До остальных вера не дошла по причине, что они не были готовы принять ее. Этот момент очень хорошо поясняет св. Григорий Двоеслов:
"Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь. И когда Апостолы хотели было проповедовать асийским язычникам, тогда это возбранено им Духом (Деян.16:6); и однако же тот же самый Дух, Который прежде возбранил проповедание, после влил оное в сердца асийцев. Ибо давно уже вся Асия уверовала. Следовательно, что прежде возбранено, то после совершено потому, что прежде в ней не было таких, которые были бы способны ко спасению. – Тогда в ней были такие, которые еще не заслуживали быть восстановленными к жизни, но не заслуживали и подвергнуться строжайшему осуждению за презрение проповеди. Итак, по тонкому и сокровенному суду святая проповедь не допускается до слуха некоторых, потому что сии не заслуживают быть восстановленными благодатью". (Свт. Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. 4.1).
При этом, каждый человек может познать Бога, если хочет.
«К познанию же и точному уразумению истины имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: «глагол веры в сердце твоем есть» (Рим. 10, 8. Втор. 30, 14). И Спаситель, давая разуметь и подтверждая тоже самое, сказал: «царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17, 21). Внутри же себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной – Спасительное Отчее Слово. Да не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них таковаго пути, а потому и имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут, но многим желательно оставлять его, потому что влекут их со-вне житейския удовольствия. А если кто спросит: что же это за путь? Отвечаю: – душа каждаго и в ней ум; потому что одним умом может быть созерцаем и уразумеваем Бог. Разве нечестивые, как отреклись от Бога, так откажутся и от того, что имеют душу?».
(Св. Афанасий Великий. Слово на язычников)
Про язычников однозначно говорит св. Иоанн Златоуст:
«Язычник, не знающий Бога, должен плакать; потому что он, как только умрет, – прямо идет на казнь. Должен сокрушаться и иудей, который, не веруя во Христа, обрек свою душу на погибель. Достойны сожаления также и наши оглашенные, если они, или по своему неверию, или по нерадению ближних, скончаются без спасительного крещения».
[Свт. Иоанн Злутоуст. Творения. Т. II. СПб., 1899. С. 641].
Кстати, касательно славянских язычников. Можете почитать, какая у них была совесть. Прочтя этот рассказ не сложно понять, почему они долго были не просвещены:
"Авва Феодор Асианус, который был ранее воском в пустыне
святого Иордана, рассказывал нам: «Был я на Латроне, что есть гора в Азии, и пришли славяне в одно селение, которое было в тех местах, и вошли в церковь в день Господень. И был весь народ собран в церкви на литургию; совершен уже весь чин литургии, и священник приобщал народ. И хотели нечистые прервать таинство Христа Господа нашего, святое и страшное. Священник же истинный воспретил им это, согласно своей власти. И сказали ему злые недруги: «Почему ты веришь в это? Это Бог ваш?» Он же сказал им: «Это тело Того, кто распят за нас, Иисуса Христа, Спасителя нашего, Который есть Бог истинный». И насмехались над ним нечистые, и сказали: «Не стыдно вам верить в то, что будет потреблено и станет навозом?» Он же сказал им: «Не станет [оно] этим, видит Бог, и не поверю, что это будет так». И когда услышали это, заставили его съесть всю жертву. И тотчас ему разрезали быстро живот, и ничего не вышло из него совершенно. И когда увидели это, изумление охватило их воистину от необыкновенного чуда. И выступили они из селения, и никого не увели оттуда, но спешно вышли они. Пастырь же истинный предал свою душу Господу и воздавал благодарение <Тому>, кто удостоил его смерти мученика»".
(Иросанфион или Новый Рай).
Поэтому, для Бога ничего не стоило обратить древних язычников к Себе, но Бог не спасает нас без нас.
"Но слова Симеона верны, ибо они – глаголы Духа Святого. Иисус Христос пришел восставить всех падших и спасти всех погибших, но Он неспасает нас без нас. Он пришел просветить всех и светит всем, но те только просвещаются, кто, во смирении сердца своего, признавая слабость и заблуждение ума своего, веруют светоносным и спасительным словам Его".
(Святитель Амфилохий Иконийский. Слова на Сретение Господне).
Поэтому, вот ответ на Ваш вопрос. А что Бог может обратить любого язычника к спасению, это совершенно неоспоримый факт. Ознакомьтесь с этой главой книги священника Георгия Максимова, где такой случай описан с одним африканским племенем, члены которого живы до сих пор.
Вопрос о происхождении различных религий непрост, его изучением занимаются религиоведы. В Библии есть свои объяснения о том, кто такие "боги" язычников.
- В Библии говорится, что идолы народов - это бесы (Пс.95:5).
- В Библии есть примеры того, что называется эвгемеризмом, когда одни люди обожествляли других:
Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество (Прем.14:15-16).
Христианство является естественным продолжением Ветхого Завета, так что его история уходить к созданию первых людей.
Что касается грешников, то все люди грешники по умолчанию. Только через Иисуса Христа можно прийти к Богу и получить прощение своих грехов. Подобно тому, как тяжелобольной человек, отказываясь от единственного лекарства против этой болезни, умирает, также и грешники неизбежно погибают духовно без веры в Спасителя. Я думаю, что лучше рассуждать о язычниках по такой аналогии.