Добрый день. Читаю про человекоугодие - потакание в грехе ради избежания конфликта. Читаю про близкие отношения (в браке) - в идеале - ради зачатия, остальное допустимо по слабости духовной. Получается, если одному из супругов хочется чаще, а второй уступает - то человекоугодничает, а не уступает и ссора - нарушает мир и не проявляет должной снисходительности к немощи близкого. В любом случае грешит. И как быть? То уступать, то "бегать" и отказывать - чтобы искать золотую середину?
7 Ответов
Супружеская близость – не грех, даже без цели зачатия. Поэтому никакого потакания в грехе, человекоугодничества в согласии на близость нет (если, конечно, речь не идет о противоестественных сексуальных отношениях). Интимные отношения – это одна из важных сторон супружеской любви. Конфликт из-за неуступчивости одного из супругов как раз результат одностороннего отказа (без взаимного согласия), то есть проявления его нелюбви (или прервавшейся на время любви) к супругу.
«Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга» (Протоиерей Василий Зеньковский).
Частота интимных отношений – это личное дело каждой супружеской пары.
Татьяна, Ваши размышления, к сожалению, построены на принципиальной ошибке. Супружеские отношения ради зачатия не являются идеалом, а являются крайне редкой, исключительной аскетической практикой, которая может принести пользу очень незначительному числу избранных подвижников.
В вот гнушение супружескими отношениями является грехом:
В 1-м правиле поместного Гангрского собора сказано: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою» (то есть отлучен от Церкви). Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского собора, «и девство, со смирением соединенное, чтим и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное честное сожительство почитаем» (пр. 21).
Подробнее: О любви телесной.
Сексуальные контакты в супружестве не являются грехом. Даже без цели зачатия они допустимы и нормальны. Удовлетворение желания одного из супругов в этом смысле не подходит под понятие человекоугодия.
Если же супруг требует не естественного секса, а каких-либо извращений, то тогда удовлетворение таких его запросов является двойным грехом: и как извращение, и как человекоугодие.
С уважением,
Надо читать не низкопробную литературу, мимикрирующую под православие, а серьёзную, святоотеческую, особенно Священное Писание, в котором Ваш вопрос решается апостолом Павлом совершенно однозначно: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время" (1Кор.7:4-5).
Татьяна, здравствуйте. На Ваш весьма деликатный вопрос отвечает св. Паисий Святогорец:
"Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Святые Отцы не дают точных определений о том, как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть чётко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону. Вопрос супружеских отношений Отцы оставляют на рассуждение, любочестие, духовную чуткость и силу каждого человека. Для того чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни людей подвизающихся — женатых священников и мирян. Эти люди до сих пор живы, и я с ними знаком. Среди них есть такие, кто, создав семью, вступили в супружескую близость и родили одного, двух или трех детей, после чего живут в девстве. Другие раз в год вступают в супружескую близость ради рождения детей, а все остальное время живут как брат и сестра. Третьи воздерживаются от супружеских отношений во время постов, а потом вступают в супружескую близость. Четвертым не удается исполнить даже этого. Есть супруги, имеющие общение в середине недели, чтобы три дня перед Божественным Причащением и три дня после Него быть в чистоте. Иные спотыкаются и на этом".
(Том "Семейная жизнь". Часть 2, глава 1).
Совокупление в браке грехом не является. Хоть для зачатия, хоть не для зачатия. Об этом Вам подробно ответили выше.
Прежде нужно разобраться с человекоугодием. Это - угождение людям в ущерб угождению Богу. Исполнение супружеского долга является обязанностью супругов (1Кор.7:3-5). О значении супружеских отношений Церковь учит так:
"Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания".
Так что, я думаю, что не следует создавать себе проблем, а нужно учиться радоваться и угождать друг другу в том числе таким образом, не терзаясь из-за этого. Ведь в браке каждый должен искать не своего, но то, что приносит радость другому (если это не является злом конечно).
Следует иметь в виду, что эти слова принадлежат святому, который был великим аскетом и монахом.