Иисус проповедовал любовь к ближним, призывал подставлять другую щеку и простил своих убийц, но он же бичом изгнал из храма торговцев. Как же православные люди определяют, когда смиряться, а когда проявлять агрессию? Если обратиться к тому же примеру Иисуса Христа: насилие можно применять только в том случае, если есть угроза религии? Или это нормируется как-то по-другому?
4 Ответа
В христианстве насилие нежелательно, но и не табуировано. Христиане должны прибегать к насилию только в самых крайних случаях, то есть тогда, когда отказ от применения силы неизбежно повлек бы за собой крайне тяжкие последствия. В таких ситуациях (например, отказ силой защитить жертву нападения, когда имелась такая возможность) уклонение от насилия будет грехом.
О том, что насилие без необходимости является тяжким грехом, упоминать излишне: это и так очевидно.
С уважением,
На первый взгляд, это трудный вопрос, но на самом деле трудности редки.
Священникам и монахам всегда запрещено проявлять насилие в любом виде - это закон.
Христианам не запрещено применять насилие, в случае необходимости защиты члена семьи, друга, близкого. Если не защитил - то смалодушничал, что не есть хорошо. Не защитил друга, и он теперь лежачий овощь. Ин. 15:13
Самозащита христианина более тонкий вопрос, требует осмымсления. Если неизбежные увечья и смерть приведут к тому, что ваши близкие или семья лишатся нормальной жизни, то самооборона необходима. Не ответил, и вот твои жена и дети потеряли кормильца, возможность образования и так далее.
Если ваша гибель никому не повредит, то в этом и есть трудность. Серафим Саровский стал калекой в результате нападения разбойников при полном отказе от самообороны. Он боялся их убить, или покалечить. Даже больше, он молился потом за этих бедных людей.

В Библии нет ни одного места, где применение силы или выражение гнева осуждалось бы само по себе. Давайте разбираться по порядку.
Любви к ближнему не всегда противоречит применение силы или резкого слова. Если на Вас или другого человека напали, то Вы имеете полное право защищаться и по закону Евангелия и по закону государства. Оба закона едины в главном относительно самообороны - она не должна переходить в неоправданную агрессию в сторону нападающего, не должно быть превышения. Евангелие добавляет: ненависти не должно быть ни к кому, должна быть любовь, желание блага ближнему.
Призыв подставлять другую щеку - это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства, на то, чтобы подавать в суд на обидчика по важным поводам и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22-23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально.
Что касается эпизода с изгнанием торгующих, то это один из примеров законного применения силы (хотя, обратим внимание, Иисус не бил людей), но не единственный из возможных. Государственная власть имеет право на применение силы в отношении преступников:
Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим.13:4)
Если подвести итог: оправданное применение силы в христианстве не запрещено (не путать с толстовством). Запрещена мстительность и ненависть.
Понимание о щеках не буквальное, а любой удар жизнью надо переносить без озлобления. Тогда вторую щеку мы поставляем Богу для воздаяния за терпение. А в идеале нужно анализировать удары в своей жизни и искать причину в своих действиях и поступках, которые могут быть причиной таких ударов. При этом не исключена и случайность — Миром правит и вероятность в материальной плоскости нашего присутствия..
Священникам запрещено убивать кого-либо, но запрета на самозащиту нет.