Здравствуйте!
Бог даровал человеку свободу выбора. Мы все ошибаемся, раскаиваемся и живём дальше. Но родители всегда беспокоятся о своих детях. Хотят как лучше, дают советы, настаивают на своём. С какого момента ребёнок имеет право собственного выбора?
Этот вопрос мучает меня в связи с большим горем. Мы потеряли сына. Он хорошо учился в институте. Но бросил его после первого курса. Сказал, что это не его, он хотел в армию. Думал, что там сможет перезагрузиться и понять своё предназначение. Мы разговаривали с ним, но он был очень убеждён в своём решении, приводил логичные аргументы. И мы дали согласие на его свободный выбор. А бабушка просила его не ходить, сказала даже, что отречётся от него , если он пойдёт. На 9 день службы нашего сына не стало. Мне теперь больно слышать от бабушки: "я же говорила". Но я понимаю, что боль из-за моей вины, что я как мать не нашла слов, чтобы он доучился. Может, тогда было бы иначе.
У меня ещё растут дети. И я не понимаю, как сейчас найти эту середину. Где давать свободу выбора и возможность ошибиться, а где настоять на том что мне кажется правильным?
3 Ответа
Если сын искал свое предназначение (а не просто профессию), это означает, что Вам не удалось убедить его в истинности христианства, не получилось передать ему свой личный опыт глубины взаимоотношений с Богом. Эта трагедия стала причиной остального.
Поэтому с прочими детьми советую Вам обратить внимание именно на то, чтобы они сами почувствовали, что Бог точно есть; что Он отвечает на их молитвы; что им хочется быть такими, как Бог желает их видеть; что истинное счастье - оно лишь в Боге. И все воспитание должно стремиться к этой цели: чтобы не Вы навязали им свой религиозный выбор, а они сами встретились со Христом и остались с Ним.
Если у Вас получится, то вопросы свободы и послушания получат свое правильное и своевременное решение, причем к обоюдному удовлетворению.
Что касается бабушки, ее потенциальное отречение и тем более нынешнее злорадство совершенно неуместны. Прожив жизнь, она должна была понимать, что каждый человек должен иметь право на ошибку. И мы все тоже в свое время ошибались. Это не повод ставить клеймо на человеке. Даже Господь с любовью принимает кающегося грешника, достаточно вспомнить притчу о блудном сыне (Лк.15:11-32). Неожиданная смерть юноши - дело судов Божиих, ведь он не сделал ничего стыдного или греховного. Не нужно считать причиной смерти непослушание, тем более Вы согласились, чтобы он отдал свой долг Отечеству.
Помоги Вам Господь с надеждой на милосердие Божие пережить свое горе!
Ваш ответ помог мне понять две вещи:
1. Вы правы, мы не приручили детей любить Бога, да и сами жили самонадеянно.
2. Вы назвали злорадством слова бабушки. И я поняла, почему меня они так больно бьют. Не из-за чувства вины, а из-за того, что я в мыслях или за глаза тоже бываю здорадной. Спасибо, что помогли увидеть
Протоиерей Николай Стеллецкий пишет:
Долг детского послушания соответствует родительскому авторитету и простирается на все, что относится к воспитанию и порядку в доме. В выборе жизненного призвания дети не обязаны родителям послушанием, ибо этот выбор не относится к воспитанию, хотя и предполагает его. Но житейская мудрость и любовь требуют, по большей части, чтобы дети слушались совета родителей и следовали их законным желаниям.
Поэтому в вопросе о выборе жизненного пути родителям можно советовать, убеждать, но не настаивать на своем, требуя подчиниться. У родителей есть власть над детьми, но она имеет свои ограничения, особенно, когда ребенок уже взрослый.
А бабушка просила его не ходить, сказала даже, что отречётся от него, если он пойдёт. На 9 день службы нашего сына не стало. Мне теперь больно слышать от бабушки: "я же говорила". Но я понимаю, что боль из-за моей вины, что я как мать не нашла слов, чтобы он доучился. Может, тогда было бы иначе.
Вы не можете точно знать как бы оно было и почему произошло так, а не иначе. Свт. Иоанн Тобольский в своей известной книге о Промысле Божием пишет:
Пусть каждый из нас при всякой немощи рассуждает так: «Болезнь эта произошла или от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или же от чего-либо другого, во всяком случае она приключилась не без Божия Провидения, которое определило ее соответственно моим силам, так что ее начало, ее тяжесть (ослабление или усиление) зависят от Его Провидения. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления ее: оно вразумляет врача и указывает на средства или же противодействует всему по устроению и воле Божией: ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа (Сир 11:14)». Равным образом должно рассуждать во всех испытаниях, что они предвидены и допущены Богом.
Спасибо 🙏
Сочувствую Вашему горю.
Во взаимоотношениях с детьми, особенно взрослеющими, надо руководствоваться наставлением ап. Павла:
Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол.3:20-21).
Следовательно, не надо детей слишком сильно угнетать своей настойчивостью, пользуясь своей властью над ними. Особенно опасно ломать волю взрослеющему или уже взрослому сыну. Он так и может остаться на всю жизнь "маменькиным сыночком", не способным ни создать, ни содержать свою семью. А бывают последствия и ещё гораздо более тяжёлые. Смерть - это не самое худшее событие в жизни, это только переход в иной мир, разлука на время. А вот смертные грехи - это разлука навечно, потому что в аду никто ни с кем не общается.
Да, родители должны стараться удержать детей от грехов и ошибок. Но если человек не научится сам принимать правильные решения, он не сможет нормально жить. Чтобы научиться принимать правильные решения, надо иметь свободу это делать. Когда давать эту свободу? Постепенно, с подросткового возраста, когда дети начинают чувствовать себя личностью. Учиться говорить с ними на равных, не методом подчинения, а убеждения. Тогда удастся избежать подросткового бунтарства, и ребёнок органично будет превращаться во взрослого человека. Самым действенным средством для этого может быть только молитва.
Спасибо 🙏❤️
Спасибо 🙏❤️