5 Ответов
В Богослужебном церковно-славянском тексте «Нового завета» наряду со словом «жиды» используется слово «иудеи». Слово «жиды» означает «антихристиане», т.е. все противники Христа. Так, например, в церковно-славянском тексте Евангелия от Иоанна: «…Бе же близ Пасха, праздник жидовский» (Иоанн.6.4); «Жидове же искаху Его в праздник» (Иоанн.7.11); «Пряхуся же между собой жидове глаголющее (Иоанн.6.52); «Дивляхуся Иудеи глаголаше (Иоанн.7.15). Также и Святой Апостол Павел в Послании к Галатам (Гал.1.13) пишет: «Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию и разрушах ю. И преуспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем…» Но во второй главе, стих 15 тот же Апостол Павел пишет: «Мы естеством иудеи, а не от язык грешницы». Таким образом, видно что в Евангелии словом «жид» обозначаются «антихристиане», т.е. все противники Христа.
Вот что пишет по этому поводу ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, +1995 г.): «“жидовство”, "жидовское иго" есть иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть жидами, а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо не бояться называть вещи своими именами. Здесь борьба вероучений, а не национальные разногласия. Это надо четко понимать» (Встречи с владыкой Иоанном. Издательство "Царское Дело", СПб, 2005 г., стр.93).
Большинство из современных лингвистов, будучи людьми не просвещенными в истинах Православия, в употреблении слова «жид» признают исключительно отрицательное, презрительное отношение к евреям как национальности, не учитывая того обстоятельства, что православные верующий не может использовать слово «жид» в таком значении.
В целом в православном понимании «жиды» – это сатанисты-богоборцы, которым Христос сказал: «Отец ваш дьявол» (Иоан. 8,44). Именно в таком смысле используют этот термин апостолы Иоанн и Павел – евреи по национальности, отличая жидов от ветхозаветных иудеев, среди которых было много будущих христиан.
В современном русском понимании еврей - это национальность, то есть совокупность этнического происхождения, культуры и самоидентификации, вне зависимости от гражданства, религии и проч. Еврей по происхождению вполне может быть и иудаистом, и христианином, и буддистом, и атеистом и т. д.
Жид в православном понимании - это иудаист по религии. Опять-таки вне зависимости от этнического происхождения.
С уважением,
По-славянски жид - это и есть еврей. По-русски (особенно на юго-востоке России и в Малороссии) раньше был оттенок значения. Вот что пишет Солженицын:
Свидетель из Мариуполя (и не он один, это достоверно) рассказывает, что у них в дореволюционное время кардинально различались "еврей" и "жид". Еврей - это законопослушный гражданин, чье бытовое поведение, отношение к людям не отличается от окружающей среды. А "жид" - это живодер. И можно было услышать: "Я не жид, я честный еврей, я вас не обману". (Такие заявления из еврейских уст встречаются и в литературе; такое же мы прочли и в листовке народников.)