Добрый день! Подскажите пожалуйста, могут ли грехи крестных перейти на крестника? У моего сына крестный отец брат моего бывшего мужа. Получилось так что, его осудили и дали срок 8 лет строго режима. Насколько я знаю, приговорили его за вымогательство денег у депутата. С крестным отцом мой ребенок никак не общается и не общался, так как с первым мужем мы развелись еще до того, как крестного осудили. Крестная мама моего ребенка - это моя сродная сестра, она точно так же не участвует в жизни ребенка, сама крестная невоцерквленная. В храм она не ходит, про исповедь ничего слышать не хочет. Как нам быть, что бы ребенок не пострадал?
6 Ответов
Здравствуйте! Ничьи чужие грехи не переходят на других людей автоматически. Это суеверие опровергает Сам Бог в Своем Слове:
Сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся (Иез.18:20).
Ребенок может пострадать только от вашего нерадения о его христианском воспитании. Если он будет видеть положительный пример от тех, кто его воспитывает, их живое стремление к вере, вместо равнодушия, то все будет хорошо.
Грехи крестных никак не повлияют на ребенка, кроме того, что они не занимались воцерквлением сына. И этим они усугубят своё личное положение, но не парня.
Однако, хорошо, что Вы понимаете проблему. Займитесь самостоятельно вопросами воцерквления: научитесь вместе с ним и с семьёй читать молитвенные правила, посещать Литургию и участвовать в Таинствах, познавать Слово Божие и заповеди.
И тогда всё встанет на свои места.
Ребенок не несёт никакой ответственности за грехи своих крестных и никак за них не пострадает. На этот счёт можете не беспокоиться.
Другой вопрос, что к выбору крестных надо подходить более ответственно. Ведь они должны быть не некими ритуальными фигурами, а активно участвовать в христианском воспитании крестника. Вы же этого явно не учитывали. В дальнейшем будьте ответственнее в таких вопросах, а сына старайтесь воспитать в христианском благочестии, восполнив своим положительным влиянием отсутствие ответственных крестных родителей.
С уважением,
Здравствуйте, Ирина! Может ли человек стать виновен в чужих грехах? Да, если он сам приучил этого другого человека грешить. Тогда он косвенно виновен. У Вас ребенок не может быть виновен в том, что его крестный совершил преступление.
Но есть другой аспект. Может ли духовное состояние одного человека отразиться на другом? Т.е. грех как повреждение души одного человека, может ли он повлиять на другого? Да, если между людьми есть тесная духовная связь. Например, между родителями и детьми.
Про то, как грехи родителей влияют, можно послушать в видео схиигумена Гавриила, начальника скита Валаамского монастыря, момент ~ 24-30 минуты, он рассказывает, как исследовал случаи, когда женщина согрешила блудом, и в тот же момент у ее ребенка в детском лагере началась эпилепсия, которой никогда раньше не было. Эпилепсия может быть не отличима от бесовской одержимости. Т.е. человек согрешил, благодать отошла от него и одновременно от ребенка из-за наличия духовной связи, и бес вошел в ребенка.
Связь возникает при тесном общении между людьми, при молитве друг за друга. Если Ваш сын не общался с крестным, то с ним если и есть связь, то минимальная, ее практически нет. Но между родителями и детьми связь гораздо сильнее. Вы пишете, что развелись. По-моему, этот факт гораздо больше способен повлиять на сына. Как и другие грехи его родителей. Поэтому нужно особенное внимание направить не на дальние связи, а на ближние, на свое личное покаяние, чтобы очиститься от вреда себе и сыну своими грехами. Т.е. вести с сыном церковную жизнь, сына правильно воспитывать, т.к. от неправильного воспитания может быть гораздо больший вред. Сын может от неправильного воспитания, от неправильного примера родителей сам приучиться к каким-то грехам, за которые будет в будущем страдать.
Может возникнуть вопрос: как может благодать отойти от человека, т.е. от ребенка, если он в этот момент не согрешил никаким личным грехом? Это можно объяснить так: у ребенка количество благодати состоит из двух частей: как бы его собственная, связанная как-то с его личным духовным состоянием, и та, что действует через духовную связь с другими лицами. И вот когда эта вторая часть из-за грехов других лиц уменьшается, суммарная благодать тоже становится меньше и может стать недостаточной для защиты от вселения беса.
Более того, в Житиях Святых указывается, что нет безусловной, однозначной связи между личными грехами и благодатью. Например, об этом пишет Иосиф Исихаст, т.е. что благодать действует периодами, то приходит, то отходит. Также есть случаи, когда, например, старец Серафим Романцов получил благодать, потом она отошла и вернулась только непосредственно перед смертью. При том, что он вел аскетическую жизнь все это время, но Бог решил, что так лучше, и вернул благодать только в конце.
К сожалению игумен Гавриил распространяет взгляды, близкие к оккультным, которые не имеют отношение к православию. Ни в Св. Писании, ни у кого из святых отцов вы не найдете учения о том, что благодать отходит от детей по грехам родителей. Это ложное учение.
Прп. Амвросий Оптинский, письмо 283. «Касательно же непонятного искушения скажу тебе, что оно попустилось за то, что, по усердию своему, ты приняла участие в сестре Анне; за это и должна понести тяготу ее искушения. Много бы нашлось людей изъявлять жалость и усердие даром. Но так как приходится через такое усердие нести и тяготу, и скорбь, и искушение, то не у многих продолжается такое усердие.» Это не о детях, но искушение может переходить от одного человека к другому.
Паисий Святогорец, том 3. «Отец несчастного ребенка покаялся и старался вести духовную жизнь, однако его сын все равно не исцелялся. Он исцелился только тогда, когда его отец посетил вместе с ним все монастыри и святые места, прочитал и хорошенько усвоил Жития всех святых и сделал свое духовное состояние устойчивым.» — ребенок исцелился при изменении состояния отца.
Письма старца Павла Троицкого. «Один человек ходил к старушке, как будто бы верующей (она лежачая больная), приходил домой сам не свой: не хочет идти к духовнику, хочет бросить работу, грубит своей больной матери, а оказалось — она делала попытки самоубийства, и эти мысли ее не оставляли. Там темная сила, а мы слабые духовно, уж куда нам помогать таким больным…» — тоже духовное влияние одного человека на другого.
Как быть? Очень просто: начать обоим воцерковляться. И Вам, и сыну. Чаще ходить на богослужение в храм, исповедоваться и причащаться, дома вместе читать Евангелие и положенные Церковью утренние и вечерние молитвы, вместе начать поститься. Тогда дурной пример согрешивших людей не только не повлияет плохо на Вашего сына, но станет для него поводом самому избегать жизни, ведущей ко греху. А Вам воцерковление принесет душевный мир и уверенность в милости Божией для верных Ему людей.
Спаси Господи!