Подскажите пожалуйста такой вопрос.
Однажды Бог уже попустил дьяволу искусить прародителей в раю.
Адам и Ева пребывали в постоянном Богообщении, и не видели ничего необычного в том, что имеют возможность напрямую общаться с Творцом.
Тем не менее, по воле Божией дьявол беспрепятственно их искусил, они не были предупреждены со стороны сонма ангелов и животных.
Есть ли где-либо упоминания о том, реализуема ли теперь эта «опция\» - может ли дьявол и поныне свободно искушать всех кого захочет не только на земле, но и в раю? То есть возможно ли новое отпадение от Бога тех, кто пришёл к нему, победив грех, святых?
Интуиция подсказывает, что отпадение святых от Бога невозможно, но не совсем понятно почему.
И что изменилось в раю - раньше он был «открыт\», а теперь получается «закрыт\» для темных сил?
3 Ответа
Учение о неизменности ангелов в добре, как и постоянстве демонов во зле - общее для всех святых отцов. Другие, например, Оригена о восстановлении диавола, были отвергнуты на Вселенских соборах святыми отцами. Люди же, по учению многих из них, были призваны заменить часть отпавших ангелов:
Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах (Мк.12:25-26).
Потому, кто сподобился попасть в Царство Небесное, становится как ангел, не преклонным ко злу.
Почему в первозданном раю сатана мог искушать прародителей? Но именно после этого греха он был окончательно низвергнут из сонма ангелов на землю. Святые отцы считают, что слова, обращённые к змею, были словами к сатане:
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт.3:14).
Это и есть окончательное низвержение демонов ниже всей твари. С тех пор они могут искушать людей на земле, но на Небо им уже доступ закрыт. Святые и Ангелы ограждены от их влияния, а сами утверждены в добре. Более того - земная жизнь это и есть то горнило искушений, благодаря которому становится ясно, кто из людей способен устоять в добре. Они то и попадают после смерти в Небесное Царство.
Было бы ошибкой отождествлять первозданный рай и первозданное состояние человека и будущее Царство Божие и состояние святых. Могут ли святые на небесах согрешить и лишиться Царства Божия?
Нет, не могут. Есть три разных состояния воли – «не могу не грешить», «могу не грешить», «не могу грешить». Православные христиане стремятся к третьему состоянию, когда под воздействием благодати, они, в конце концов, войдут в состояние такой свободы, которая всегда выбирает благо. Добрые ангелы вошли в такое состояние. Они выбрали служить Богу, и Бог наградил их тем блаженным состоянием, при котором они уже не способны пасть в грех. Адам мог войти в такое состояние, но выбрал грех. Тут можно задаться вопросом, как свобода совмещается с невозможностью согрешить? Очень просто. В земной жизни человек грешит, потому что полагает, что грех даст ему наслаждение, пусть и извращенное. Его желание получить удовольствие здесь и сейчас пересиливает веру в вечную и совершенную награду на небесах (если вообще такая вера у него есть). В будущем веке, когда человек достигнет Небесного Царства, он будет видеть Бога лицом к лицу, и поэтому уже не сможет грешить, так как никто никогда не захочет большему благу предпочесть благо меньшее. А поскольку Бог есть высочайшее Благо, которое удовлетворит все высшие потребности человека, он уже никогда не захочет выбрать грех. А диавол со своими ангелами, по свидетельству Священного Писания, будет брошен навечно в озеро огненное. Так что искушать он никого не сможет.
Человек - полное существо из души и тела. Ни отдельно тело, ни отдельно душа не может быть полным человеком. При этом душа действует через тело, через него она и меняется к лучшему или худшему.
Сейчас души святых и грешников бестелесны, поэтому они остались с тем же направлением воли, которое у них было при жизни. Но движение продолжается: праведники совершенствуются в любви к Богу и людям, грешники - в любви ко злу и к самим себе.
После Второго пришествия, хотя все обретут тела, но возможности изменения воли в другую сторону уже не будет. Праведники будут уже непоколебимо тверды в добре, а Бог не попустит диаволу искушать людей.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:4).
В свою очередь, и грешники, лишенные благодати Божией, сами не смогут измениться к лучшему.
Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр.21:7-8).
И еще:
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр.22:14-15).