4 Ответа
Нет, не может, если это не касается общих установлений Церкви, которые подлежат исполнению и без специальных благословений. Священный Синод постановил напомнить
священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства <…>
[Следует] подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета.
Также напоминается
всем пастырям Русской Православной Церкви, несущим духовническое служение о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам Святых Отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и по слову Спасителя, возлагать на людей бремена неудобоносимые (Лк.11:46).
Иными словами, священник не может требовать от мирянина чего-то более ясно прописанного церковными правилами. И если он требует большего и дает на это благословение, это следует расценивать как злоупотребление, такие благословения по умолчанию незаконны и недействительны.
Оксана, в Вашем вопросе 2 части:
1) может ли духовник требовать у мирянина исполнения благословения? — на это отвечает указанное выше решение Священного Синода.
2) Может ли Бог через духовника сообщить человеку, что ему делать? И обязательно ли слушаться Бога? Тут, по-моему, ответ очевиден — в житиях Святых множество случаев, когда старцы что‑л сообщали от Бога человеку, и если человек не слушался, то наступали сильно нежелательные последствия. Причем речь не только об отношениях старец — послушник, а и когда, например, к прп. Амвросию Оптинскому или схиигумену Савве (Остапенко) приезжали миряне, в т.ч. в первый раз. Но если человек не соглашался исполнить и сразу говорил об этом, то старец говорил: “тогда делай как хочешь”. И если человек понимал, что это значит, то очень боялся таких слов и сразу приходил в себя и соглашался поступить по первоначальному благословению.
Но это старцы, которые видели волю Божию для каждого человека. У них вероятность ошибки была очень маленькая, (хотя и не нулевая — когда они говорили от себя, а не от Бога). Может ли конкретный священник, про которого Вы спрашиваете, говорить от Бога? Это можно определить, спросив других людей, или из своего многолетнего опыта общения с ним.
Т.е. вот Вам священник что-то предсказал, благословил — сбылось, еще раз — опять сбылось, и Вы постепенно приобретете доверие в нему, и сам Ваш вопрос отпадет — Вы приобретете сильную веру к духовнику и захотите исполнять, что он скажет. Если же сейчас в конкретном благословении что-то смущает — нужно тогда еще раз спросить у того же священника. Т.е. повторить свой вопрос, ситуацию, и рассказать, почему Вы не хотите выполнять благословение. Может, например, Вы неправильно поняли, что Вам сказано. Или священник Вас не понял. Если же он будет настаивать, повод спросить у настоятеля или благочинного.
Если в самом общем виде, то духовный отец может сообщить свое благословение по какому-то вопросу или засвидетельствовать волю Божию, отраженную в какой-либо обязательной для всех заповеди. Что касается первого, то духовное чадо всегда должно само оценивать для себя необходимость соблюдения благословения. Однако нередко неисполнение благословения духовного отца приводило к разным скорбям для чада. Примеров этому предостаточно. Вместе с тем, и духовный отец должен быть достойным своего звания. Одним словом, в общем виде ответить трудно.
Если же нет глубоких отношений духовного отца и чада, то и вопрос излишен.