6 Ответов
Эта популярная фраза подразумевает послушание инока духоносному отцу.
Слово о святом послушании, каким родом оно выше поста и молитвы - преподобный Силуан Афонский
Подобная фраза, взятая вне какого-либо контекста, не может претендовать на универсальное правило. Очевидно, что она происходит из древней монашеской среды, где были важны отношения старец-послушник и практиковался полный отказ от собственной воли. В приложении к современному верующему, живущему в миру, это выражение вряд ли приложимо (нет соответствующей среды и взаимоотношений как в древних патериках) и может превращаться в манипуляцию. Поэтому лучше читайте Св. Писание, где содержится немало полезных универсальных наставлений.
Хорошо поставлен вопрос... Кому послушание, когда, почему...
Если речь о монашеской практике, то несомненно выше.
Все свое за святое послушание должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше своего правила и больше есть поста и молитвы (прп. Антоний Оптинский).
Духовнику Дивеевской обители протоиерею о.Василию Садовскому прп. Серафим Саровский говорил:
“Послушание, батюшка, паче поста и молитвы: помни и всегда им говори это; и я всегда говорю”.
Прп. Никон Оптинский о заветах прп. Варсонофия Оптинского:
"Послушание паче поста и молитвы, — говорил Батюшка, — не смущайтесь, если придется опаздывать или даже пропускать вовсе церковную службу".
И прочая, и прочая... Но здесь речь о монахах и о правильном духовном руководстве. А если не монахи? В общем, нюансов столько, что лучше спросите об этом у своего духовника.
Принцип послушания христианина духовно опытному наставнику не исключает, априори, ни поста, ни молитвы (и даже предполагает).
Если, вдруг, какой-либо "наставник" станет учить послушника, что, мол, главное для него, чтобы он слушался, а молитва-де и пост - это полная ерунда, послушнику, как минимум, следует насторожиться.
Другое дело, что благочестивый опытный духовник в случае необходимости может смягчить или даже отменить для послушника (инока, монаха) те или иные нормы поста (например, в случае болезни последнего), может указать, как именно ему подобает молиться, а тому уместно будет последовать указаниям духовника (имеем в виду, что духовник действует правильно).
Если же какой-нибудь инок или монах возьмет за правило возражать своему духовнику, мол, сегодня я на послушание не пойду, сегодня я предполагаю попоститься и помолиться, то здесь уже можно будет увидеть повод для настороженности духовника.
Почему послушание опытным духовным наставникам так высоко ценилось в древне-монашеской среде? Потому что, считалось, что облагодатствованные, духовно зрелые, благочестивые наставники в состоянии указать гораздо менее опытным подвижникам, что нужно, а что не нужно делать для достижения ими духовно-нравственного совершенства, для достижения спасения.
Да, при наличии многих условий, безусловно ко всем ситуациям жизни эту пословицу не следует применять.
Она более относится к монашеской среде, где послушник свободно отдаёт свою волю старцу, чтобы правильно выстроить свою духовную жизнь по образу Христа, Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп.2:8-9).
Однако уже свт. Игнатий (Брянчанинов) писал о невозможности такого подвига в современности и советовал руководствоваться сокровищницей Священного Писания и Священного Предания:
Напрасно Ваше желание – находиться в полном послушании у опытнаго наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианскаго, нет даже в монастырях...
Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов.
Послушание выше поста и молитвы -
известное поучение для монашествующих преподобного Серафима Саровского. В то время в России в монастырях господствовал телесный подвиг: строгие посты и продолжительные молитвенные правила, внутреннему же деланию уделялось недостаточное внимание. В следствие этого многие накладывали на себя самочинные посты и молитвенные правила, которые вели к увеличению самомнения и гордости. Такие самочинные подвиги не оставлялись даже по замечанию монастырского начальства. Такое положение дел очень подробно описано в отчётах и творениях святителя Игнатия Брянчанинова.
Преподобный Серафим таким правилом делает напоминание, что для монаха послушание - это один из главных обетов. Сами посты и молитвы должны совершаться, как послушание монастырскому начальству и духовнику. Тогда они ведут к смирению и духовному совершенству. Это, конечно, не значит, что послушание может собой заменить посты и молитвы, а только расставляет приоритеты. Дом добродетелей не может быть однобоким, только с одной стеной.
Для мирян это правило значит то, что на сугубые посты и молитвенные правила сверх установленных Церковью надо брать благословение у своего духовника или священника на исповеди.