5 Ответов
Если я правильно помню, то священник (де-факто - священномученик) Даниил Сысоев толковал этот вопрос в том смысле, что Ветхий Завет, благословлявший священные войны, не рассматривал уничтожение врага на войне в качестве греха убийства. Под грехом убийства в Ветхом Завете, где и дана заповедь "Не убий", подразумевается криминальное убийство человеком человека, а не работа воина, а тем более не забой скота, как это пытаются утверждать нынешние вегетарианцы. Уничтожение врага на войне о. Даниил приравнивает к смертной казни вооруженного преступника, то есть практике, являющейся неотъемлемой частью любого нормального государства.
Не будем забывать и того, что профессия воина, и вообще вооруженного защитника законности и порядка, неоднократно легитимизируется не только в Ветхом, но и в Новом Завете.
Здесь, разумеется, важно, с какими эмоциями воин уничтожает врага? Если с садистическим удовольствием, то это грех. А если просто делает свою работу, необходимую для защиты ближних от опасности, то нет.
С уважением,
В первом правиле свт. Афанасия Александрийского есть такое утверждение:
Например, убивать не позволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы, почему отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, им воздвигают памятники, которые возвещают об их заслугах. Так одно и то же в каком-то случае и в какое-то время непозволительно, а в каком-то случае, когда оказывается благовременным, позволяется и не воспрещается.
В Основах социальной концепции Русской Церкви сказано:
Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости.
Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством.
Отсюда можно сделать вывод: раз Церковь в некоторых случаях считает допустимым участвовать в боевых действиях, значит это не может быть грехом. Церковь не может дозволять грешить, даже вынужденно. Значит заповедь запрещает не всякое отнятие жизни ближнего, а незаконное. А грех это не просто ошибка, это преступление закона.
Чтобы обосновать вышесказанное более наглядно, я напомню, что именно Бог дал государственной власти право карать злодеев и награждать добрых (Рим.13:4). Например, в случае смертной казни по правосудию, преступника настигает Божья кара через посредство земных органов власти. Поэтому некорректно говорить, что человек убивает человека, на что не имеет право. Бог дал власти такое право. Та же логика распространяется и на войны по восстановлению справедливости: государственная власть посредством вооруженных сил совершает правосудие, ликвидируя массовые скопления преступников. (Начальник) не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим.13:4). Как писал прп. Исидор Пелусиот,
не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению, справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное.
Все это, конечно, не относится к убийству невинных и вообще, к боевым действиям, не имеющим своей целью восстановление порядка и мира.