«если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» Значит ли это, что причастие это обязательное условие? Если допустим человек не смог по уважительной причине.
Какие вообще есть обязательные условия для попадания в рай, кроме крещения?
2 Ответа
Конечно, без причастия можно попасть в рай. Так попали многие мученики, причем некоторые из них умерли за Христа даже и некрещеными.
Но Вы ведь понимаете, что это исключение. Общее же правило Вы сами процитировали. Господь желает дать нам через причастие Себя жизнь, действующую в нас и вводящую нас в блаженную вечность. Действие этой жизни (благодати) в нас проявляется через исполнение нами заповедей Божиих, обращение всех мыслей и всего нашего существа к Богу. Не думаю, что в обычных условиях можно это сделать без регулярного причащения св. Христовых тайн.
Чтобы попасть в рай, нужно исполнить заповеди Божии, на деле явив в себе любовь к Богу и созданным по Его образу людям.
В Евангелии Господь Иисус Христос действительно говорит о необходимости причащения Святых Тайн для того, чтобы иметь жизнь вечную. Человек, который сознательно пренебрегает этой заповедью, тяжко грешит и лишается жизни вечной.
Однако бывают ситуации, в которых человек не может причаститься вплоть до своей смерти по независящим от него причинам. Возникает вопрос: может ли быть спасен такой человек? Подобный вопрос был задан в древности свт. Фульгенцию Руспийскому (467-527) в связи с ситуацией, в которой молодой человек, который готовился к Крещению, тяжело заболел и находился в бессознательном состоянии. Поскольку он выражал желание принять Крещение, оно могло быть ему преподано в бессознательном состоянии, однако принять причастие в таком состоянии он не мог. Есть ли надежда на его спасение, если он умрет? Святитель Фульгенций дал такой ответ:
Я думаю, святой брат, что то, о чем мы говорили, подтвержденное словом выдающегося учителя Августина, не должно оставлять места для сомнений, что каждый верующий становится причастником Тела и Крови Господних, когда в Крещении он становится членом Тела Христова; и, будучи приведен в единство Тела Христова, он не должен быть отчужден от собрания этого Хлеба и Чаши, даже если прежде, чем он сможет есть этот Хлеб и пить эту Чашу, он покинет этот мир (Из письма диакону Фульгенцию Ферранду, 2237. Цит. по: W. Jurgens. The Faith of the Early Fathers, Vol. III, Р. 286).
Иными словами, по мнению этих святых, христианин принимает свое первое причастие в момент своего Крещения духовным образом. А значит, по крайней мере, один раз в жизни каждый крещеный человек причастился. Поэтому мы не сомневаемся, что взрослый человек или ребенок, который умирает вскоре после своего Крещения, наследует Царство Небесное, даже если он не успел причаститься обычным способом.
Какие вообще есть обязательные условия для попадания в рай, кроме крещения?
Вера в Господа Иисуса Христа и православные догматы и покаяние - это базовые условия. Если человек не умирает сразу же после Крещения, то от него также обязательно требуется соблюдение заповедей Божьих и церковных законов, исповедь и причащение Святых Тайн. Человек, который умирает в состоянии благодати (лишится его можно только совершая смертные грехи), будет в итоге спасен.